Массовые беспорядки в Казахстане: никогда такого не было, и вот опять

Массовые беспорядки в Казахстане: никогда такого не было, и вот опять
Информационное агентство

За одни сутки Казахстан умудрился растерять весь наработанный за годы независимости имидж многонационального государства, где все народы живут в мире и согласии, пишет политолог Марсель Хамитов

Ночные погромы в Кордайском районе. Фото: kaztag.kz

 

«То, что было в Вегасе, должно остаться в Вегасе» — говорили друг другу герои комедии «Мальчишник в Вегасе». Казахстанские власти тоже бы хотели, чтобы все, что произошло в селе Масанчи в Жамбылской области в ночь с 7 на 8 февраля, осталось в Масанчи. Все, что связано с этой трагедией. Видимо? этим и объясняется то, что главным ньюс-мейкером по этой теме стал прежде всего глава государства — Касым-Жомарт Токаев.

А между тем, это крупнейший бытовой, как охарактеризовали его позже компетенные органы, конфликт за годы независимости. Шутка ли — 10 погибших, больше сотни пострадавших (у 30 тяжелое состояние, у 8 — крайне тяжелое), двое полицейских получили огнестрельнын ранения, 25 жилых домов, 31 коммерческий объект и 41 автомобиль сожжены разбушевавшейся толпой.

А ведь начиналось все, опять же по официальным данным, с простой бытовухи между жителями села.

Какой именно конфликт до сих пор, честно говоря, не ясно.

Вроде как сначала была стычка автомобилистов — не поделили дорогу. Полицейские сознательно обходили этот момент стороной, ограничиваясь лишь тем, что беспорядки стали следствием бытового конфликта. Именно в такой формулировке. Но зато сразу же практически появились заявления о том, что за раздутием бытового конфликта до такого уровня, стояли некие третьи силы, решившие воспользоваться ситуацией. Что у погромщиков были изъяты 2 охотничьих ружья, 2 пистолета и 54 бутылки с зажигательной смесью. Из чего можно предположить, что готовились тщательно. А к бытовым конфликтам обычно не готовятся заранее… Но что за третьи силы — опять неясно.

Впрочем, вооружившись теорией заговоров, можно всопмнить, что незадолго до событий в Масанчи, Казахстан посещал госсекретарь США Майк Помпео. И не только Казахстан, но и другие центральноазиатские страны. Можно вспомнить и то, как киргизские журналисты сообщали, что в ноябре прошлого года в Бишкек прибыл американский самолет с дипломатическим грузом — скорее всего деньгами — порядка $60 млн. Все эти события, безусловно, могут быть и не связаны…

К тому же, есть и другие версии — почему это произошло и кому выгодно. К примеру, версия свержения. Ее сторонники на полном серьезе утверждают, что события в Масанчи преследовали лишь одну цель — нанести урон репутации президента Токаева и, как следствие, заставить его уйти в отставку.

Есть версия дележки каналов контрабанды. Из-за близости к Киргизии через Кордайский район якобы проходит контрафакт. Есть и другие — более экзотичные версии, вплоть до того, что за этими конфликтами может стоять Россия — в отместку за радушный прием Помпео. Но в них, в этих версиях, пусть разбираются правоохранительные органы. И они же пусть выясняют, кто стоит за этим и кому это было выгодно.

Нам же, гражданам, важно во всей этой истории другое. Почему госорганы допустили погромы? Почему в современном Казахстане, где нет войн и не ведется боевых действий, люди вынуждены бежать с насиженных мест и скрываться на территории соседнего государства? По данным информагентств несколько тысяч дунган пересекли казахстанско-киргизскую границу после начала беспорядков.

Почему малый и средний бизнес, понабравший кредиты на развиьтие своего дела, может вот так в одночасье лишиться своего имущества?

Почему американские и европейские СМИ описывая этот конфликт, сообщали ложную информацию: мол, казахстанцы жгут дома китайцев и избивают граждан Поднебесной из-за вспышки коронавируса! На полном серьезе.

Но при этом казахстанские государственные органы, ответственные за идеологию и пропаганду, почему-то так и не удосужились сделать хоть какие-то внятные заявления для иностранных СМИ и уж тем более опровергнуть эту ересь про коронавирус.

Интересно и то, чем все эти долгие годы занималась Ассамблея народа Казахстана (АНК) — консультативно-совещательный орган при президенте республики, задачей которого является разработка и реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений?

А ведь согласно плану мероприятий по реализации концепции развития АНК на 2019-2021 годы только на проведение социологических исследований в сфере межэтнического согласия из республиканского и местных бюджетов выделяется ежегодно по 35 миллионов тенге (5,8 млн руб). И по миллиону рублей ежегодно же на проведение форумов советов общественного согласия АНК.

Концепция — есть, деньги на реализацию мероприятий — есть, а вот общественного согласия, судя по этим событиям, вроде как и нет.

В общем, вопросов, к сожалению много. Немало их возникает и в адрес пользователей соцсетей, которые, несмотря на то, что разжигание любых видов розни, писали и продолжают писать комментарии, пропитанные шовинизмом?

То, что произошло в Масанчи — останется в Масанчи. Останется в виде сотней покалеченных судеб, в виде свежих могил на кладбищах, в виде беженцев и переселенцев.

Но это же останется и за пределами Масанчи — в виде испорченной репутации страны, в виде напряженных отношений между этносами и диаспорами, в виде людей тревог за завтрашний день и неувренности. Потому что гарантий, что подобные события завтра не повторятся где-либо еще, никто дать не может.

 

Марсель Хамитов — казахстанский политолог, специально для ИА «Реалист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *