Как и предполагалось, резкая активация боевых действий в районе «Бахмутки» было очередным локальным столкновением на подобии боев в районе Светлодарской дуги зимой 2016 года. Уже к вечеру наступило временное затишье, которое утром не переросло в новые боестолкновения большого масштаба, а значит пришло время проанализировать случившееся.
Проблематика участка
Как уже было приведено в прошлом обзоре конфигурация фронта в районе «бахмутки» была очень невыгодной для ВСУ.
Осенью 2014 года на луганском фронте для ополчения сложилась благоприятная оперативная для дальнейших наступательных операций. Катастрофа ВСУ под Донецком и серьезное поражение под Луганском давали основание командованию ВСН рассчитывать на успех на Лисичанском направлении.
Противник казался подавленным, а его резервы были разгромлены.
И как следствие в середине сентября 2014 года была организована попытка наступления на этом участке, но она наткнувшись на хорошо укрепленные позиции ВСУ в районе Попасной и Золотого захлебнулась.
В конце октября 2014 года была предпринята очередная, теперь уже локальная, попытка наступать. Целью операции была зачистка опасного для правого фланга ВСН выступа в районе с. Крымского, опирающегося на цепочку блокпостов (№29-32), три из которых находились на трассе «бахмутка»: № 29-й возле пос.
Донецкий, № 30-й п. Нижнее, № 31-й расположен в районе пос. Фрунзе, № 32-й, возле п. Смелое.
В результате наступательных действий конца октября ВСН смогли взять блокпост № 32 и взять в оперативное окружение блокпост № 31. В январе – феврале 2015 годов частями ВСН были взяты блокпосты 31 и 29, а также п. Донецкий и п. Желобок. Части ВСН пытались развить успех и зачистить плацдарм в районе с. Крымское (бои были жестокие), но части хунты смогли удержать этот район, который хорошо прикрывался артиллерией из района южнее г. Северодонецка.
Она в основном и сыграла главную роль в том, что части ВСУ смогли удержать этот участок.
Таким образом, к весне 2015 года линия противостояния на весну 2015 года приняла вот такой вид.
С того момента части ВСН смогли выдавить противника с высоты 175,9 и тем самым отодвинуть передовые оборонительные позиции ВСН на окраины с. Крымское. Эти позиции были неудобны и несли угрозу в тактическом плане. В любой момент короткий бросок ВСН мог быть отрезать гарнизон Крымского от остальных сил и уничтожен.
Подготовка и бои 7 июня 2017 года
Все было относительно тихо до апреля 2017 года, когда разведка ВСН выявила тихое продвижение позиций ВСУ вперед. Также в это же время активизировались ДРГ противника в этом районе, одну из которых уничтожили возле п. Фрунзе в начале мая.
2 июня 2017 года командование хунты объявило, что оно смогло продвинуть свои позиции на этом участке на 1,5 км вперед. Местами противник подошел к блокпостам ВСН на 500-600 м. Как оказалось, это было лишь подготовительной частью задуманной командованием ВСУ, большой наступательной операции целью которой был возврат под свой контроль трассы «бахмутка» на протяжении от п. Смелое до п. Донецкий.
По заявлениям офицеров ВСУ, планировавших операцию, перед рассветом штурмовые передовые группы 93-й бригады были выдвинуты местами на 200-300 м к передовым позициям ВСН и после короткой и довольно точной артподготовки пошли на штурм.
Противник с ходу смог занять высоту 175,9 и опираясь на нее организовать огневую поддержку наступления на бывший 31 блокпост (на перекрестке возле п. Фрунзе) и на ключевую в этом районе высоту 195,3 находящуюся чуть северо-западнее между ним и бывшим 29 блокпостом. Наступление на блокпосты провалилось и оставшуюся часть дня весь накал боев был сосредоточен в районе п. Желобок, на окраинах которого штурмовой группе ВСУ (при поддержке танков) удалось закрепиться.
Далее все свелось к уже обычному «отражению атак» ВСУ, которые судя по всему были обычной попыткой вывезти раненых и доставить боеприпасы и подкрепление.
Одновременно с этим проводились артиллерийские налеты с обеих сторон, чтобы воспрепятствовать выдвижению и сосредоточению резервов противника, причем активно использовались БПЛА, минимум три из которых были сбиты (2 ВСУ и 1 ВСН). Именно вследствие этого сильно и пострадали многие населенные пункты на прилегающей территории.
Видя очевидную бессмысленность дальнейших наступательных действий, чреватой большими потерями в ЛС и технике командование ВСУ дало команду на приостановку дальнейших наступательных действий. Вероятно остатки штурмовой групы либо вечером, либо ночью из п. Желобок были эвакуированы. Утром… сражение не возобновилось.
Оценка и ожидание.
В общем, пока все ложится в общую схему, которую я нарисовал в январе 2017 года. Ничего нового 7 июня 2017 года продемонстрировано не было.
Новая тактика ВСУ: Светлодарская дуга, Авдеевка
Причины там описаны, последствия мы уже видим не в первый раз.
Потери. Обе стороны их очень неумело скрывают. Судя по косвенным признакам, каждая из сторон потеряла до десятка человек убитыми и по несколько десятков раненых. ВСУ также потеряли танк.
Достижения. Главное достижение ВСУ, это позиции на высоте 175,9. Она стала настоящим шипом в «заднице» командования ВСН и с этим придется что-то делать. Либо нести постоянные потери от огня ВСУ и терпеть, либо оставлять некоторые позиции, либо уничтожить противника на высоте.
Также что-то надо делать с позициями ВСУ, придвинутыми к «линии окопов» ВСН. Либо их терпеть до самой зимы, когда они скорее всего будут оставлены и быть в постоянной готовности отражать подобные вчерашнему удары, либо опять таки занимать некоторые ключевые точки местности и таким образом заставить противника отойти назад.
Отсюда и ожидания. «Бахмутка» очень похоже стала очередной горячей точкой на карте Донбасса (а ля Авдеевская промзона). Вероятность возобновления локальных боев здесь крайне велика в виду неоконченности наступления ВСУ и непреемлимости нового статус-кво для командования ВСН.
Пока у меня все.