Еще в конце прошлого года президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад дал понять, что уже сейчас он задумывается о послевоенном восстановлении промышленности и экономики своей страны. Так, в декабре он увеличил объемы сирийского государственного бюджета на 2017 год до 5,1 млрд долларов, что на 34% больше бюджета 2016 года. Асад объяснил увеличение госбюджета достаточно просто. В него заранее были заложены дополнительные средства, которые планируется пустить на восстановление гражданской и государственной инфраструктуры Сирии, на строительство новых объектов и на выплату компенсаций предпринимателям и частным лицам за тот ущерб, который они понесли в годы гражданской войны.
Понятно, что Дамаск рассчитывает на международные инвестиции, тем не менее до сих остается вопросом, откуда и в каком объеме он собирается их получить. Александр Разуваев, российский экономист и директор аналитического департамента «Альпари», предложил Федеральному агентству новостей свою оценку перспектив экономического восстановления Сирии.
«Борьба с ИГИЛ (запрещено в России) все еще не закончена. В любом случае, надо понимать, что в экономическом отношении режим президента САР Башара Асада достаточно слаб.
Для возрождения сирийской промышленности ему действительно потребуются серьезные зарубежные инвестиции. Здесь сирийцы, прежде всего, могут рассчитывать на поддержку со стороны Ирана и со стороны России. Вообще же, со стороны России, кроме политических соображений, для вовлечения в сирийскую войну были также и экономические соображения. Можно предположить, что мы продолжим инвестировать в развитие сирийской промышленности и после окончания войны с терроризмом», — приводит свою точку зрения эксперт.
Иран, в свою очередь, является давним стратегическим союзником Сирии. «К тому же он — старый противник Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Об этом говорил даже Трамп. Сирийская экономика потому может рассчитывать и на дотации из Ирана. Экономическое будущее Сирии будет определено в Москве и в Тегеране», — продолжает Разуваев.
Следует помнить, что даже в лучшие годы — еще до начала гражданской войны — Сирия была во многом дотационной страной. Долгое время, к примеру, она могла рассчитывать на поддержку из Советского Союза. Потому после окончания войны, даже при поддержке российских и иранских инвесторов, не следует надеяться, что экономическое чудо произойдет в один день. Сирии предстоит долгий процесс восстановления. Тем не менее, учитывая ее значимое геополитическое положение, можно быть уверенным, что определенная помощь и денежные вливания в восстановление сирийской экономики все же придут. Вполне возможно, что и китайский бизнес с его интересом в инфраструктурных проектах также заинтересуется судьбой Сирии.
«Основным сдерживающим фактором для восстановления сирийской экономики и промышленности, скорее всего, станет Израиль. Оно и не удивительно, учитывая его негативное отношение к Тегерану. Тем не менее работать с Сирией будет можно», — резюмирует экономист.