Выпускайте клоунов
Недавно я вспомнил времена, когда мой сын был маленьким. В те дни он был в ужасе от клоунов. Что-то в их странных, похожих на маску разрисованных лицах его совершенно лишало силы духа, бросало в дрожь. Для остальных из нас они были комичны, но для него — или мне так представлялось — они были исчадиями ада.
Эти давние воспоминания о цирке сегодня мне кажутся весьма подходящими, поскольку в ноябре 2016 года американский электорат, ну, или практически большинство избирателей, решили выпустить на сцену клоунов. Они проголосовали с желанием и пониманием за человека с чем-то странным оранжевым на голове, это результат — мы теперь знаем благодаря его дочери — добровольная «операция по удалению части кожи головы». (проводится в случае аллопеции с целью удаление пораженных участков — прим. пер.) Они голосовали за человека с жутко красным лицом неестественного оттенка, редко наблюдаемого после совершенства стандартов Technicolor. Они проголосовали за человека с избыточным весом, который по общему мнению ел мало что, кроме «Биг-Маков» (из-за боязни отравления), при этом помахивая с политической трапеции одной рукой с пальцами очень сходной величины. Они голосовали за человека, который так и не смог найти превосходной степени, которую мог бы применить к себе самому.
В первый момент президентства он заявил о «крупнейшей аудитории, наблюдавшей инаугурацию, … пауза … и лично, и по всему миру», он объявил себя «величайшим президентом, какого когда-либо создавал Бог», он клялся репортёрам, что он был «наименее расистским человеком, у которого вы когда-либо брали интервью», он предлагал своё понимание скромности, настаивая, что «за исключением покойного великого Авраама Линкольна, я могу проявить лучшие качества президента, чем любой другой президент, когда-либо занимавший этот пост», и когда встал вопрос о его психическом состоянии, он ответил, что его «два величайших актива — это психическая стабильность и то, что он очень умный», добавив, «Я думаю, что я бы сказал не столько умный, сколько гениальный… и при этом очень стабильный гений!»
Конечно, ничто из этого для вас не ново, если у вас в жизни есть экран (с большей вероятностью в руке) — само определение современности двадцать первого века. На самом деле к тому моменту, когда выйдет эта статья, у вас без сомнения будет новый набор примеров. В конце концов, в эти дни это по сути и есть новости — он и любые возмутительные вещи, которые он хочет сказать, мало что ещё, а это означает, что он и есть несомненно величайший, возможно в истории всей вселенной, когда речь идёт том, чтобы доставлять неприятности практически всем.
И мне совершенно не нужно продолжать об этом его странном умении, поскольку каждый раз, когда он говорит или пишет твиты чрезмерные или гротескные сверх всякой меры, СМИ мгновенно их подхватывают, 24 часа в сутки. Никто, к примеру, не сомневается, что никогда в нашей истории слова «дыра» или даже «сортир» не использовалось более часто, чем после того, как ими недавно орудовал президент на встрече по вопросам иммиграции в Белом Доме (или этих, или одного из других слов) в адрес неназванных африканских стран и Гаити. Та встреча оказалась засадой, да ещё какой, лишь всё дальше выходящим из-под контроля событием, когда после неё президент отрицал вообще использование слова «дыра», и его поддержали присутствовавшие республиканцы, явно столь отчаянно пытавшиеся подлизаться, что даже сделали вид, что не расслышали само слово, которое к нынешнему моменту уже слышали практически все на Земле или видели на английском или в переводе.
Когда в июне 2015 года он спустился по эскалатору «Башни Трампа» в нашу политическую жизнь, подобные вещи и более или менее ничего больше во многом и были «новостями». Само собой разумеется — но я всё же скажу — что с тех пор, как слова Навуходоносора были впервые начертаны клинописью на табличке, никогда не было столько внимания к мимоходом сказанным фразам, жестам и выражениям одного-единственного человека. И это самая истинная новость относительно новостей в нашу эру. Их пережевывают крупнейшие новостные машины, все до единой. А это означает, что Дональд Трамп уже выиграл, вне зависимости от случившегося, поскольку с ним продолжают обращаться так, словно он единственный устраивает медийную свистопляску и бедлам и лично изображает цирковой фургон, под завязку набитый клоунами.
Уязвимое имперское президентство
Кто мог бы отрицать, что большая часть получаемого им внимания опирается на абсурдность, преувеличения, тревожащую клоунаду по любому поводу, вплоть до группы фигляров из числа второстепенных клоунов, которые помогали ему подняться, и кабельных каналов, транслирующих новости из Овального кабинета?
В начале октября 2016 года я предположил, что определённый сегмент избирателей в белых центральных районах, чувствуя, что они припёрты к экономическому барьеру, и что страна находится в упадке — Дональд Трамп, наш первый поистине кандидат упадка (отсюда это «снова» в MAGA — сделать Америку снова великой) был готов отправить «смертника-самоубийцу» в Белый Дом. И я предположил также, что они хотели это сделать даже если на них самих упадёт небо. (Если бы я тогда об этом подумал, я бы добавил, что большая часть ведущих СМИ тоже припёрта к стенке падающей репутацией и финансированием, сокращением персонала и растущими опасениями, что их живьём сожрут социальные сети. В результате некоторые из ключевых игроков тоже были склонны сопровождать смертника-самоубийцу в направлении Вашингтона, и не имеет значения, что рухнет, или на кого.)
Оглядываясь назад, я думаю, оценка оказалась верной, но как и все авторы, я сохраняю за собой право изменить свой образ посредине, что возвращает меня к детской боязни клоунов моего сына. По меньшей мере, для меня вот что наиболее существенный аспект времён Трампа — его клоунские замашки. И несмотря на тот факт, что оппоненты зачастую не воспринимают Дональда, как предмет насмешек, абсурд, шутника (и курьёз) в Овальном кабинете, я имею в виду не тех клоунов, которые заставляют вас кататься по проходу от смеха. Я имею в виду клоунов моего сына, те мёртвые головы, чья абсурдная версия повседневных поступков бросает в дрожь, поистине пугает.
Дональд Трамп прекрасно соответствует этому образу — хотя из обычных репортажей СМИ вы бы об этом не узнали — он вовсе не уникален (за исключением деталей, за исключением преувеличения всего и вся). Что делает его клоуном, в том смысле, как я описал, это то, что он предлагает бросающую в дрожь от преувеличенности, дико неистовую и яростную версию того самого имперского американского президентства, которую мы познали за прошедшие семь десятков лет; ту, что давно примеряется к ядерному апокалипсису; что в прошлом веке убила миллионы людей в своём движении в никуда в Юго-Восточной Азии; что не смогла удержаться от более чем четверть векового контролируемого провоцирования конфликтов (двух войн, если точнее) в Афганистане; что стремится к нескончаемой «войне» с террором, ведя войну и ещё со многим, превращая значительные части планеты в зоны разрастающегося хаоса, несостоявшихся госдуарств, бегущего оттуда населения и всеобщего разрушения; чьими «точными» военными — а сражения против ИГИЛ* в Ираке и Сирии были названы «самыми точными в истории» — превратили города от Рамади и Фаллуджи до Мосула и Ракки в пейзаж, по своим беспорядочным разрушениям похож на послевоенный Сталинград Второй Мировой (и теперь они угрожают развернуть «точную» ядерную войну); и которая в этом веке контролирует создание «Саудовской Америки» на планете, где достаточно просто понять, что ископаемое топливо наносит такой ущерб среде обитания человека, который мог бы нанести не иначе как гигантский астероид или ядерная война.
От своей политики «Америка превыше всего» до высказанного желания увидеть (и воспользоваться) террористическим нападением на эту страну, человек, назвавший смену климата китайским обманом, угрожавший обрушить «огонь и ярость, каких мир не видывал», определивший другие страны в выражениях когда-то считавшихся его предшественниками не достойными президента, кто однако обращался с теми же самыми странами, как «дырами», и учитывая совершенную свободу действий «его» генералов для «победы» в войне с террором — этот человек ни что иное, как мрачная клоунская версия всего, происходившего ранее. Он в определённом смысле сорвал маску достоинства с имперского президентства и позволил увидеть, что в нём истинного сторонника имперского (и властного). Он продолжает демонстрировать нам всё новыми способами достаточно старую реальность: сколь ужасной разрушительной силой, возможно, даже планетарного масштаба, могут быть Соединённые Штаты.
И в случае, если вы не думаете, что цирковой фургон Трампа (или, может быть, я имею в виду частный самолет с отделанной золотом ванной) набит другими клоунами, чьи действия также бросают вас в дрожь, давайте пропустим Скотта Прюита, пока он тайком демонтирует Агентство по охране окружающей среды и столь много в защите нашего здоровья, Рика Перри в Министерство энергетики, пока он обнимается с заправилой энергорынка, этого будущего короля разлитой нефти, Райана Зинке из Министерства внутренних дел и остальной командой демонтажников, и обратимся к «его» генералам — тем, из проигранных войн Америки — которых президент Трамп привёл к власти в Вашингтоне.
И даже тогда давайте пропустим их настрой создавать меньшее по масштабам, более «полезное» ядерное оружие (этот процесс начался в годы Обамы), или резко нарастить ядерный бюджет, или переназвать ещё больше ситуаций, в том числе кибератаки на США, как потенциально ядерные, и давайте пропустим также их желание расширить от Нигера до Йемена, Ливии и Сомали войну с террором в расширенной версии всё того же, с чем мы живём эти шестнадцать лет. Давайте сконцентрируемся вместо этого всего на одном, на первоначальном местоположении той войны, страны, о которой в Пентагоне больше не говорят, как о войне вообще, а говорят о «борьбе на поколения» — Афганистане.
Кладбище Империй
Подумайте об этом: через 28 лет после того, как советская армия ушла с этого печально известного «кладбища империй» после десятилетней борьбы, в которой США поддерживали наиболее экстремистские группы исламских фундаменталистов (в том числе молодого богатого саудовца по имени Усама бин Ладен); через шестнадцать лет после того, как США вернулись, чтобы вторгнуться и «освободить» Афганистан, они всё ещё там. В декабре, когда Дональд Трамп уже снимал различные ограничения с командования США в этой стране, генералы, например, направляли туда авиацию. В тот месяц было нанесено больше воздушных ударов — 455 в зимний период, когда боевая активность снижается — не только по сравнению с декабрем предыдущего года (65), но и с декабрем 2012-го (около 200), когда в стране дислоцировались 100 000 американских солдат. В данный момент по словам американских боевых офицеров, как пишет Макс Бирек в «Вашингтон Пост», фаза называлась так: «Мы находимся в точке перелома». Ещё один «сбросил перчатки». (Надо признаться, ни один командующий США не отметил, что видит «свет в конце тоннеля», но это не исключено.)
А пока беспилотники, и вооружённые, и осуществляющие наблюдение, перенаправляются в Афганистан во всё больших количествах (как и вертолёты, наземный транспорт и артиллерия). С учетом недавнего заявления о том, что в эту страну вскоре будут отправлены ещё 1000 человек военного персонала, мощь войсковой группировки США продолжает расти, вероятно, до 15 000 или более американских советников, инструкторов и бойцов ССО (сравните с 11,000 или около того при вступлении Дональда Трампа в Овальный кабинет).
Кроме того, у военных есть планы удвоить численность собственно афганских сил безопасности и утроить их воздушные силы, а глава ОЦК США генерал Джозеф Вотел призывает к намного более агрессивным действиям подготовленных американскими советниками афганских сил безопасности во время грядущего весеннего сезона сражений. (Если рассматривать в перспективе, к 2015-му американский военный план 2008 года потратить миллиарды долларов, гарантировав, что афганские воздушные силы будут полностью укомплектованы, обеспечены, подготовлены и «самостоятельны» спустя семь лет завершился «жалким состоянием» отчаяния и почти провалился). В то же время во время этого рабочего режима операций ВМФ планировал нанять компанию по производству беспилотников «General Atomics» управлять беспилотниками наблюдения в Афганистане, что было названо «наращиванием» возможностей в разведке, рекогносцировке и средствах наблюдения».
Если всё это звучит для вас весьма и весьма знакомо, то я не удивлен. На деле, если вы уже перестали обращать внимание — как по-видимому сделало и большинство американцев на несуществующем «домашнем фронте», когда речь идёт о большинстве американских войн этого времени — я просто хочу, чтобы вы знали, что я вас полностью понимаю. Спустя шестнадцать лет, когда Талибан снова контролирует почти половину Афганистана, ваш ответ не мог бы быть более американским. Наращивания, переломные моменты, больше агрессивных действий, всё это вы уже слышали — а когда речь идёт об Афганистане, можно смело ставить на то, что вы это снова услышите.
И даже на мгновение не думайте, что это не стыкуется с ещё одной версией отправки клоунов.
Если вы не верите, что генерал в отставке Джеймс Мэттис, генерал-лейтенант Г. Р. МакМастер и генерал в отставке Джеймс Келли, ака министр обороны, советник по национальной безопасности и глава администрации Белого Дома, соответственно — клоуны, если вы всё ещё убеждены, что они — «взрослые» в детской игровой комнате Трампа, взгляните на Афганистан и подумайте ещё разок. Но не стоит их винить. Что ещё может делать клоун, когда на ногах эти огромные, болтающиеся башмаки, лица разрисованы, на месте нос картошкой, — как не играть свою роль? Итак, спустя много лет они просто вообразить себе не могут, как иначе представлять мир американских войн. Они просто знают то, что знают. Дайте им дудку и они будут в неё дудеть; предложите им прочитать гамлетовский монолог «быть иль не быть», но они будут продолжать трубить.
В течение прошедшего десятилетия, во время вторжений и оккупаций, наращиваний и контр-террористический операций, бомбёжек и ударов беспилотников, рейдов коммандос и инструкторских миссий они и их коллеги в высшем командовании США помогали распространять террористические движения на значительной части планеты, одновременно играя главную роль в создании серии разваливающихся или несостоявшихся государств по всему Большому Ближнему Востоку и Африке. Они помогали лишать корней целые группы населения и превращать крупные города во впечатляющие руины. Подумайте об этом, как об их судьбе двадцать первого века. Они оказались ключевыми актёрами в том, что стало американской империей хаоса или, возможно, просто империей кладбищ.
Они сами ничего не могут поделать. Прости их, Отец Небесный, ведь они — клоуны, ведомые величайшим главным паяцем в истории этой страны. Да, он заставляет даже их чувствовать неловко, поскольку никто не может отгородиться занавесом от реальности имперского президентства так, как может он. Никто не может показать в лучшем свете наш мрачный американский мир, черкать возмутительный твит за твитом в его стиле.
И да, всё это может выглядеть до чёртиков нелепо, но не смейтесь. Даже не думайте об этом. Ни сейчас, ни когда все мы в планетарном цирке наблюдаем за выходками этих исчадий ада. Наоборот, пугайтесь — бойтесь до смерти. Абсурдная, какой может быть любая оплошность, но это явно образ из ада, всеамериканский образ на многие годы.
Примечание:
* — организация, запрещённая в РФ.