Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
В годовщину инаугурации президент Владимир Зеленский устроил трехчасовой сеанс словоблудия. А накануне разразился «Байденгейт» с участием Порошенко. Этот телефонный скандал выглядит разогревом перед президентским шоу.
Именно об этой сделке Байдена и Порошенко еще два месяца назад заявлял бывший генпрокурор Виктор Шокин в интервью Дмитрию Гордону. Но тогда не создали никаких следственных комиссий, не было медийных накачек. Хотя свидетельства Шокина давали немало оснований поднять вопрос о государственной измене Петра Порошенко и коррупционных действиях вице-президента США Байдена и компании «Бурисма».
Но два месяца назад никто этого делать не стал, ведь планировался «блицкриг» в Верховной Раде — голосование за закон о продаже земли. Могли возникнуть нежелательные аналогии: в 2016 году президент Порошенко сдал неудобного генпрокурора Шокина в обмен на миллиард долларов, гарантированный вице-президентом США, а в 2020 году президент Зеленский сдает то, что не решались продать пять его предшественников — одобряет закон о продаже земли в обмен на транш МВФ.
И еще неизвестно, в чью пользу было бы сравнение, если оценивать тяжесть последствий содеянного.
А обнародование телефонных разговоров Байдена и Порошенко накануне первого годового отчета Зеленского создало благоприятный фон для беседы с журналистами. Миллионам зрителей, у которых накопилось множество вопросов и претензий к президенту, этот скандал подбросил новые вводные:
«Смотрите, от какого зла и позорища мы избавились. Смотрите, как Петр Алексеевич лебезил перед Байденом, сливая Шокина, как радостно рапортовал, что повысил тарифы даже не на 75%, а на все 100%, чтобы перевыполнить обязательства перед заокеанским смотрящим. Разве не стоило менять Порошенко на Зеленского? Разве это шило на мыло?»
Яркое напоминание о реальной мерзости режима Порошенко было очень своевременным.
Порошенко 2.0
Итак, о пресс-конференции президента. Зеленского явно оскорбил и подстегнул вопрос корреспондентки канала NewsOne: «Чем вы отличаетесь от Порошенко?» Президент приписал себе множество добродетелей, отличающих его от предшественника, и искренне пытался убедить публику в том, что они с Порошенко происходят из разных политических пробирок. Но ведь понятно, что именно подразумевал вопрос журналистки.
Как при Порошенко, так и при Зеленском в стране действуют дискриминационные языковые законы, инакомыслящие преследуются силовыми структурами, неугодные интернет-ресурсы и соцсети блокируются, запрещены символы Победы, прокуратура не в состоянии вручить подозрение националисту-активисту Стерненко, который вел стрим с места собственного преступления, чем предоставил правоохранителям железную доказательную базу.
Как при Порошенко, так и при Зеленском мать погибшего писателя Олеся Бузины не может попасть на прием к генпрокурору или лично задать гаранту Конституции вопрос: «Почему палачи ее сына не только до сих пор на свободе, но и получали финансирование от министерства по делам ветеранов?» И этот список сходств Порошенко и Зеленского можно продолжать еще долго — как бы ни оправдывался нынешний президент, «налет» от прошлого главы он пока с себя не стер.
«Прекратить стрелять»?
А можно просто вспомнить предвыборные обещания нынешнего президента, а потом послушать, что он говорит на пресс-конференции о ситуации в Донбассе. И увидеть, что по лживости и лицемерию Зеленский нисколько не уступает Порошенко: «Мы не стреляем по украинцам. Мы отвечаем боевикам».
Как и во времена Порошенко, на брифинге не нашлось журналиста, который задал бы уточняющий вопрос: к какому подразделению боевиков принадлежала 25-летняя горловчанка Мирослава Воронцова, погибшая 9 апреля от сброшенной с украинского беспилотника на мирный район города мины? Ни одно украинское СМИ не поинтересовалось у президента, знает ли он статистику жертв обстрелов со стороны украинских войск среди населения республик за время его присутствия на посту Верховного главнокомандующего ВСУ.
Слепые приверженцы политики Зеленского скажут, что он не владеет всей информацией. Это тоже ложь. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан в своем обращении к президенту Зеленскому рассказывал о гибели Мирославы Воронцовой — девушка была близкой родственницей сотрудников Горловского епархиального управления. Но президент Украины проигнорировал это обращение.
Зеленский не хочет быть похожим на нормального человека, которого год назад увидели в нем доверчивые избиратели. Он хочет быть похожим на Петра Алексеевича и перенимает риторику предшественника: «Боевики, которые в нас стреляют, кто они? Они уже взяли паспорта… И российские военные, и российские граждане — они все там есть».
Игра в «ответственность»
Отвечая на вопрос журналиста Голованова о «Байденгейте», президент намекнул, что это «не последний звонок» для Порошенко: «Думаю, их ждет еще много разных приключений, разных приговоров». Правда, шутники вроде нардепа Рената Кузьмина уточняют, что эти приговоры будут оправдательными… Зеленский пообещал: «Будут расследовать. Это могут квалифицировать как госизмену».
Когда заходит разговор о том, почему уже вторая весна пришла, а обещанных посадок все нет, президент кивает на правоохранительные органы, расследование, суд… Но когда речь идет о коррупционном скандале с главой Офиса президента Ермаком из-за всплывших записей разговоров его брата, Зеленский заявляет, что это «пустое дело».
«Чем бы следствие ни закончилось, у меня есть полный ответ», — сказал президент о Ермаке.
Надо уклониться от ответа — Зеленский ссылается на следствие и суд. Надо отмазать своего соратника Ермака — следствие не так и важно, поскольку «полный ответ» уже есть. Зеленский 15 раз подряд произнес слово «ответственность», отвечая на вопрос о подозреваемых в убийстве Шеремета, расследованию которого он уже много месяцев уделяет «особое внимание». Однако ни журналисты, ни он сам ни разу не произнесли на пресс-конференции имени Олеся Бузины.
Секрет полишинеля
Руководитель проекта «Открытая аналитика» политолог Роман Травин в комментарии Новостному агентству «Харьков» заявил, что чем дольше Зеленский находится у власти, тем более очевидно его несоответствие занимаемой должности.
«В среду это очень ярко проявилось во всем: и в пустых ответах, и в его поведении, и даже в поведении его пресс-секретаря. Я уже видел массу отзывов в социальных сетях и в прессе об этой конференции, и ясно, что такую точку зрения разделяют очень многие. Совершенно очевидно, что президент вообще не в состоянии формировать собственную повестку и плывет по течению. И ясно, что тот властный карт-бланш, который Зеленский получил в прошлом году, он не смог использовать практически никак и уже точно не использует», — уверен Травин.
При этом, по мнению политолога, сегодняшнему положению вещей нет какой-то реальной альтернативы. Зеленский, собственно, и казался той альтернативой, которая была возможна в украинских реалиях:
«Проблема деградации элит характерна не только для Украины, это мы видим практически по всему миру сегодня. Но на Украине это в очередной раз принимает какие-то гротескные формы. «Пленки Порошенко» тому подтверждение, насколько они подлинные — вопрос открытый. Но на сегодня информация о том, что Украина и ее власть находятся под контролем Запада, — секрет полишинеля. И это никого особо не то что не шокирует, но даже и не удивляет».
Эксперт добавил, что огромная часть и украинской элиты, и лидеров общественного мнения, да и самого общества не видит ничего крамольного во внешнем управлении страной.
«И даже откровенные действия Порошенко в интересах другого государства и личных интересах представителя этого государства не убавят ему сторонников, которых сегодня остается не так уж и мало. Такого понятия, как «репутация», для топовых украинских политиков просто не существует», — констатировал Роман Травин.
Сергей Грозовский, специально для Новостного агентства «Харьков».
Фото: «24 канал».