Госдума приняла в третьем чтении законопроект об ответственности за неуважительные высказывания по отношению к обществу, символам государства, органам власти. Формулировки, предлагаемые в поправках к ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», вызывают массу вопросов, на которые авторы инициативы так и не дали четких ответов.
— Что такое «явное неуважение»? Ни в законопроекте, ни сами авторы инициативы не объяснили, когда неуважение становится явным, и что из себя представляет само по себе «неуважение»? Дискурс вокруг законопроекта уже показал, что «неуважение» может трактоваться очень широко. Например, спикер Госдумы в хоте обсуждения инициативы провел следующую логическую цепочку: депутаты — выбор народа, а значит их критика — это неуважение его выбора, а значит и самого народа. Насколько это неуважение является явным Володин не пояснил.
— За счет каких средств будет осуществляться дополнительный контроль? В финансово-экономическом обосновании говорится, что принятие законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета. Однако из текста законопроекта явно следует, что для его реализации потребуются дополнительные сотрудники как в Генпрокуратуре, так и в Роскомнадзоре.
Кроме того, дополнительная работа ляжет и на плечи провайдеров и владельцев хостингов, которые также находятся в цепи акторов, которые должны удалить противоправный контент. А это значит, что за новую инициативу в конечном счете заплатят потребители услуг связи — простые граждане.
— Почему досудебный характер блокировки становится базовым принципом? Напомним, досудебная блокировка ресурсов применялась и раньше, но лишь к сайтам по определенной тематике, например, экстремистской. Теперь же, если верить тексту закона, после получения по системе взаимодействия требования Роскомнадзора о принятии мер по ограничению доступа «оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети „Интернет“, на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация». То есть происходит это так: найдена информация, выражающая «явное неуважение» к власти, РКН дает сигнал провайдеру и тот должен моментально ограничить доступ к этому сайту. Далее проинформировать владельца ресурса, и тот сможет удалить противоправный контент и восстановить доступ к сайту.
— Не приведет ли действие новых правил к параличу социальных сетей и других крупных сервисов? Миллионы пользователей соцсетей ежедневно оставляют десятки миллионов сообщений, ставят лайки и делают репосты. Ежедневно можно будет выявлять тысячи фактов «явного неуважения по отношению к власти», о которых Роскомнадзор будет сообщать провайдерам. Примерно понятно, что делать, если у ресурса 1-2 претензии, но как быть, если каждый день в ваш адрес поступают тысячи заявок на удаление контента? Создавать инструменты премодерации, дополнительные отделы самоцензуры, еще жестче контролировать фейков и ботов? А что делать с сервисами? Например, в «Яндекс. Картах» часто можно увидеть критические комментарии водителей, которые выражают явное неуважение к власти, когда стоят в пробке, пропуская правительственный кортеж.
— Не приведет ли закон к новой волне дел за лайки и репосты? В третьем чтении приняты поправки в КоАП, которые предусматривают ответственность за распространение оскорбительной информации. Так, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то за публикацию таких материалов грозит административный штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. За повторное нарушение — штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.
С явным уважением, Михаил Карягин