Церковный раскол на Украине: Как Порошенко и Филарет сами себя переиграли

Церковный раскол на Украине: Как Порошенко и Филарет сами себя переиграли

Украинский церковный раскол подходит к своей очередной кульминационной точке. Официальный Киев и Филарет-Денисенко думали, что это они используют Варфоломея для борьбы с Москвой, а оказалось, что наоборот. И очень похоже, что уже очень скоро Украина почувствует на себе новое церковное ярмо с Босфора. Итак, с чем подходят «к всеукраинскому собору» все стороны конфликта.

Предстоятели УПЦ КП и УАПЦ параллельно обратились с письмами к Константинополю, признавая, что согласны не выдвигать свои кандидатуры на пост главы новосоздаваемой автокефальной украинской церкви. Параллельно из письма Филарета следует, что он был бы не прочь сохранить влияние. В то же время, Банковая начинает свою игру, созывая встречу президента с епископатом УПЦ, дабы придать новой структуре максимум законности. Поможет ли, вопрос – у Константинополя могут быть свои виды на процесс в Украине и, не исключено, что церковь, создаваемая с таким трудом, будет вполне независимой… от самой Украины и украинского духовенства.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

Источник из близкого круга митрополита Макария (УАПЦ) подтвердил «Вестям», что глава Украинской Автокефальной церкви отправил письмо патриарху Константинопольскому Варфоломею, в котором отметил, что он не собирается выдвигать свою кандидатуру на пост Предстоятеля церковной структуры, которая может быть создана по итогам проведения собора епископов УПЦ КП, УАПЦ и части УПЦ МП в конце ноября.

Более того, Макарий акцентировал внимание на том, что ни один из представителей епископата этих церквей не обладает должным авторитетом и возможностями, чтобы претендовать на избрание главой Православной церкви в Украине. Поэтому глава УАПЦ попросил патриарха Варфоломея определить единственным кандидатом на должность главы новой церкви представителя из числа иерархов Константинопольского патриархата (сегодня самые большие шансы на выдвижение — у архиепископа Иова (Гечи) и экзарха Даниила (Зелинского). Епископы УАПЦ в полном составе поддержат креатуру Варфоломея.

При этом источник «Вестей» в УАПЦ подчеркнул, что ситуация усугубляется за счет нежелания предстоятеля УПЦ КП, патриарха Филарета упускать власть из рук. Он сказал, что в УАПЦ знают о том, что Филарет также отправил на Фанар (район в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского патриарха Варфоломея) письмо с соответствующими предложениями. Во-первых, глава УПЦ КП отметил, что готов снять свою кандидатуру на должность главы новой церкви. Однако взамен, учитывая его заслуги перед украинским народом, он попросил, чтоб собор признал за ним титул «почетного патриарха» этой структуры, закрепил за ним пост главы Священного синода новой церкви, а также избрал главой этой церкви патриаршего наместника УПЦ КП — митрополита Епифания. «Это креатура Филарета, его протеже и ученик – в случае его избрания Филарет сохранит свое влияние, повторив ситуацию начала 90-х, когда в отколовшейся УПЦ КП на главной роли был патриарх Владимир (Романюк), но фактически церковью управлял Филарет», — пояснил «Вестям» религиовед Алексей Смирнов.

Также Филарет жаждет, чтобы в тексте итогового документа собора была отражена «его личная важная роль в процессе создания в Украине автокефальной церкви», — пояснил наш собеседник. Тем самым, по его мнению, Филарет преследует две цели. Первая — «навечно» закрепить за собой статус главного морального авторитета в украинской церковной среде. Вторая — аппаратно обыграть Фанар, де-факто установив свой личный контроль над всеми важными административными структурами нового объединения.



«СНИМАЮТ КОНФЛИКТНОЕ ПОЛЕ»

Любопытно, как сами предстоятели УПЦ КП и УАПЦ обозначили свой статус для Константинополя: по данным источника «Вестей», если Макарий в своей эпистоле назвал себя «бывшим митрополитом», то Филарет подписался «архиепископом» — для Варфоломея он не является патриархом какой-либо церкви. «Для меня письмо Филарета – сюрприз: в околоцерковных кругах циркулировали кривотолки, что он ни при каких обстоятельствах не готов склонять голову, чтобы быть не первым, — сказала «Вестям» политический аналитик Елена Дьяченко. – Еще пару недель назад, выступая по итогам решения Синода Константинополя, Филарет говорил, что объединительный собор и томос возможны лишь при участии трех церквей – и из его слов следовало, что этого не произойдет никогда». По мнению Дьяченко, есть косвенные признаки давления на патриарха Филарета (равно как и на Макария) – и, вероятно, для обоих патриархов нашлись достаточно веские аргументы. «Образно – это тридцать серебренников», — заключила Дьяченко. «На самом деле, письма писались, чтобы снять конфликтное поле в Украине и заложить будущее для объединительного собора. От того же Филарета могли бы требовать написать письмо, потому что он был изначально камнем преткновения, вызывал конфликт и неприятие со стороны потенциальных участников объединительного собора», — пояснил «Вестям» политолог Алексей Смирнов. За примером далеко ходить не стоит — митрополит Черкасский и Каневский Софроний, один и главных сторонников автокефалии в УПЦ, не раз открыто говорил, что «в одну церковь с Филаретом» не пойдет. Со стороны УПЦ КП звучат однозначные посылы, которые не должны оставлять сомнений в лидерских позициях Филарета. «Предстоятель Киевского патриархата Святейший патриарх Филарет полноценно владеет ситуацией и осуществляет руководство церковью, направляя ее к Объединительному Собору и получению Томоса. Нравится это кому-то или нет, признают это формально или нет — но лидерство патриарха Филарета является несомненным и любые попытки делать что-то без учета его позиции, без его поддержки — обречены на неудачу, — написал в своем Фейсбуке архиепископ Черниговский и Нежинский, спикер УПЦ КП Евстратий Зоря. — В прошлом патриарх Филарет не раз доказал, что умеет успешно решать самые сложные вопросы — достигая блага Церкви. Убежден, что и на этот раз с Божьей помощью будет так же».

«ШАГ, ДОСТОЙНЫЙ ИУДЫ»

Также в незримое противостояние Константинополя и Филарета за контроль над новой церковью вмешивается и Петр Порошенко, который хотел бы поставить во главе этой структуры своего человека — далеко от непосредственного влияния Варфоломея и Филарета. Речь о митрополите Винницком и Барском Симеоне (УПЦ). Именно в разрезе этой задачи и стоит рассматривать анонсированную на 13 ноября встречу Порошенко с епископатом УПЦ МП.

По данным «Вестей», инициатором встречи был лично президент, который артикулировал иерархам достаточно жесткие требования. Наши собеседники предполагают, что на встрече гарант будет добиваться того, чтобы как можно большее количество епископов прямо в глаза митрополиту Онуфрию сказали о своей готовности уйти из УПЦ. Тем самым они отрежут себе всякий путь к отступлению и не смогут в нужный момент «спрыгнуть с паровоза, летящего в пропасть» (недавно в интервью ярый сторонник автокефалии в рядах УПЦ, митрополит Софроний заявил, что его единомышленники из УПЦ испугались и не собираются участвовать в объединительном соборе). «У Драбинко (Александр Драбинко, епископ УПЦ, один из сторонников автокефалии — Авт.) и тех, кого удалось собрать вокруг идеи о поместной церкви, есть потребность в том, чтобы кто-то – лучше пусть президент – буквально вывел их из УПЦ «за ручку», тогда им будет не так стыдно смотреть в глаза бывшей братии. Ведь сделать шаг, достойный Иуды, без провожатого непросто, — раскрыла нам мотивы Елена Дьяченко. – Полагаю, именно на этой встрече президент потребует от епископов самоопределиться – не исключено, что он еще раз повторит тезисы о «врагах украинского народа» и «пособниках Кремля». При этом, чем больше епископов удастся подбить на открытую фронду, тем больше будет сторонников у Симеона на объединительном соборе. А значит, у него появится шанс побороться за власть со ставленниками Филарета и Варфоломея. И выиграть для Порошенко прямой контроль над новой церковью, которая может, при плохих для гаранта раскладах, всецело уйти под Фанар и связанные с ним иностранные государства. «Кстати, отказ Филарета от выдвижения будет одним из основных аргументов президента – сейчас инициаторам автокефального процесса нужно, буквально, кровь из носу, чтобы в соборе приняла участие какая-то часть епископов УПЦ, ведь без них вся затея будет выглядеть неубедительно, ведь новосозданная церковь тогда не будет представлять все православное сообщество Украины», — добавил Смирнов.

Загрузка…

КАНДИДАТЫ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Хотя, как утверждает источник «Вестей» из УАПЦ, все эти телодвижения могут быть и бессмысленными. По его информации, Константинополь настроен решать вопрос жестко. 22 ноября может быть проведен не объединительный, а учредительный собор, на котором главенствовать во всех аспектах будет представитель Фанара. При этом епископы от УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ будут рассматриваться как подчиненные Константинополя, которым только нужно будет утвердить своим голосованием те решения, которые уже приняты в церковном Стамбуле. Именно это, кстати, сказал в недавнем интервью влиятельный в Константинополе архиепископ Иов (Геча) — «Все архиереи в Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы о своем функционировании».

По данным источника, главой новой церкви в статусе архиепископа будет избран… сам архиепископ Иов (Геча). Сама же церковь не будет иметь статуса патриархии и даже после вручения ей автокефалии во многих важных вопросах будет контролироваться Фанаром (утверждение руководства, распределение церковных средств, признание новых святых и так далее). Кстати, сам источник «Вестей» говорит, что кандидатура Иова (Геча) весьма противоречива. Против играет его опыт управления Западноевропейским экзархатом Константинопольского патриархата. Оно было ознаменовано чередой конфликтов между ним и духовенством Западноевропейского экзархата, а также представителями Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который по этой причине в 2015 году объявил о временной приостановке свой деятельности. В адрес архиепископа прозвучали обвинения в авторитарном стиле управления экзархатом и стремлении разрушить присущие этой структуре традиции. «Среди кандидатов может быть как Иов (Геча), так и назначенный экзархом Даниил (Зелинский), — полагает религиовед Смирнов. — Константинополю выгодно поставить во главе структуры своего человека для эффективного контроля – кстати, если Константинополь и дарует церкви томос, то там, скорее всего, будет прописана особая роль Константинополя – к нему будут обращаться, как к суду высшей инстанции, более того, у него церковь будет получать мирра». Религиовед пояснил: именно это вещество, используемое в таинствах, является одним из истинных признаков автокефалии – те церкви, которые занимаются мирроварением самостоятельно, по-настоящему независимы. Для Фанара же важно, чтобы его признавали, как центр православия – и, по словам Смирнова, Константинополь ставит обязательным условием, чтобы все новосозданные церкви получали это вещество только у него. «Получается, что Константинополь долго тянул время, чтобы не даровать настоящий томос – а верующих УПЦ КП и УАПЦ обманули, пообещав автокефалию, но даже не признав их церковь», — резюмировала Дьяченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *