Вчера в Киргизии прошли парламентские выборы. В новый созыв Жогорку Кенеша прошли четыре партии: «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан», «Кыргызстан» и «Бутун Кыргызстан». Проигравшие оппозиционные партии запланировали на сегодня акции протеста. Итоги выборов для «Ритма Евразии» прокомментировал политолог Игорь Шестаков.
«Итоги выборов можно оценить так – за кого проголосовали, того и выбрали. Выборы в целом были под большим вопросом из-за пандемии, которая, безусловно, внесла определенный вклад в выборочный процесс. К примеру, прохождение в парламент партии «Бутун Кыргызстан» я связываю с тем, что на волне пандемии был сформирован достаточный протестный электорат. Это доказывает и результат партии «Мекенчил», где в списках есть Садыр Жапаров, который сейчас находиться в местах лишения свободы (партии не хватило порядка 500 голосов, чтобы преодолеть 7-процентный порог. – Ред.). Результаты этих двух партий — это запрос на протестность. В отличие от «Республики» и «Ата Мекена», которые предлагали экономические реформы, «Бутун Кыргызстан» и «Мекенчил» строили свои программы на критике, которая понятна и близка избирателям из сельских регионов. Интересный момент, что за эти две партии активно голосовали и представители нашей диаспоры из числа мигрантов в России», — отметил эксперт.
По словам И. Шестакова, тройка победителей была заведомо известна, вопрос заключался лишь в том, какие проценты они наберут.
«Первое и второе места разыгрывали «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». Признаться честно, я не ожидал, что они будут столь популярны и соберут столько голосов на севере страны. Случаи подкупа голосов, конечно, были. Но я бы не стал все сводить к тому, что все решил подкуп. Так как у той же партии «Мекеним Кыргызстан» все-таки есть определенный электорат. Она учувствовала в выборах в 2016 году в местные горкенеши, в Оше заняла тогда второе место. Через год партия прошла в горкенеш Бишкека. Ну и, естественно, если посмотреть по затратам, которые пока не обнародованы, эта партия потратила наибольшее количество средств на парламентские выборы. Деньги сыграли свою роль, это — и агитация, и политическая реклама. Теперь нужно посмотреть на работу партийцев в парламенте», — считает аналитик.
Касаемо партии «Биримдик», собеседник подчеркнул, что партия ассоциировалась с действующей властью, так как туда вошла часть представителей бывшего СДПК. У них также есть свой наработанный электорат, наверняка была и поддержка местных органов власти.
«Самыми грязными выборами назвать выборы-2020 сложно. Вспоминаются выборы 2005 года, когда семья Акаева почти в полном составе прошла в Жогорку Кенеш, тогда выборы закончились госпереворотом. Думаю, сейчас до этого не дойдет.
В любом случае итоги этих выборов — испытание для парламентаризма. Последние два года настроения начали меняться в сторону того, что нужно переходить к одномандатной системе. Вполне возможно, что этот парламент станет последнем в своем роде. Если он будет работать не эффективно, то можно предвещать крах такой парламентской идеи. Общественность будет выступать за 50 мандатов от партий и 50 от одномандатных округов, либо выступать за одномандатную систему.
Я всегда говорил, что в Киргизии с 2010 года действует система – закрытое акционерное общество Жогорку Кенеша, сначала партии вкладываются в предвыборную кампанию, а потом в течение 5 лет возвращают эти деньги с прибылью.
По сути ничего нового эти выборы не показали, кроме нескольких моментов – запрос на эффективно работающий парламент гораздо больше, чем раньше, и наличие конкуренции. Новшеством прошедших выборов стали и многочисленные теледебаты. В целом многое из деятельности этого парламента будет влиять на развитие социально-экономических показателей жизни республики. Обстановка в этом плане сейчас остается крайне сложной», — подытожил политолог.
Наш корр.