Избранная президентом Молдавии Майя Санду в интервью изданию «Европейская правда» заявила, что «мягкий подход» в переговорах об урегулировании приднестровского конфликта не был эффективным.
Под «мягким подходом» она явно имеет в виду «формат 5+2» – созданное в 2002 г. «Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» из представителей России, Украины, ОБСЕ, Молдавии и Приднестровья, а также позднее присоединившихся в качестве наблюдателей ЕС и США. В рамках этого формата реализуются, пусть и не так быстро, меры доверия между берегами Днестра. А благодаря идущей с 1992 г. в Приднестровье миротворческой операции, в которой решающую роль играет российский военный контингент, вот уже более четверти века удается предотвращать перерастание в горячую фазу кровопролитного конфликта, унесшего в 1992 г. тысячи жизней.
Другое дело, что планы реинтеграции страны, то есть фактического возвращения ПМР в состав Молдавии, которые вынашивают молдавские власти, у них не выходят. Глава Приднестровья Вадим Красносельский неоднократно заявлял, что перспектив у объединения ПМР и Молдавии нет, народ Приднестровья еще в 2006 г. высказался на референдуме за независимость.
Тирасполю, ориентирующемуся на Россию, не по пути с Кишинёвом, чья цель – вхождение в европейские и натовские структуры. К слову, М. Санду об этом сама напомнила на днях.
А теперь – это её заявление о том, что «мягкий подход» в переговорах об урегулировании приднестровского конфликта бесперспективен. Не согласна она и с планом федерализации Молдавии, предложенным уходящим президентом Игорем Додоном.
Тогда неумолимая логика оставляет лишь одно решение – силой оружия. Санду понимает, что такой вариант даже при помощи Румынии и других стран НАТО не пройдет, пока на территории ПМР будут российские миротворцы, а также Оперативная группа российских войск, на железнодорожной станции Колбасна в Рыбницком районе ПМР охраняющая склады с 20 тыс. т боеприпасов. Поэтому Санду в том же интервью заявляет: «И он (формат урегулирования конфликта. – Ред.) должен включать полный вывод российских войск с территории Молдавии. Мы об этом всегда говорили, и мы будем говорить об этом и в дальнейшем».
О том, что мадам настроена весьма решительно, говорит еще одни фрагмент ее интервью. Новоиспеченный президент еще не прошла стадии инаугурации, а уже берется давать советы Киеву, как тому вести себя в попытках вернуть в свой состав Л/ДНР: ««Но несмотря на все эти шаги, пока мы никуда не пришли. И этот наш опыт Украине может быть полезно учесть в действиях по Донбассу».
Наш корр.