Союз украинцев в Польше (Об’єднання украïнцiв у Польщi) столкнулся с неприятной реальностью. Массовый наплыв украинских заробитчан в страну никак не сказывается на численности СУвП. Граждане Украины не спешат становиться членами Союза, хотя, казалось бы, должны тянуться к самой крупной организации украинского национального меньшинства в Польше, каковой он является.
10 февраля СУвП отметил своё 30-летие. В 1990-х вопросы нацменьшинств в Польше были переданы от министерства внутренних дел министерству культуры и искусства, и с тех пор СУвП официально представляет интересы украинской диаспоры и выступает в роли охранителя её национального самосознания. Не обошлось без содействия польских спецслужб: через министерство культуры и искусства они влияли на идеологический курс организации, который базировался на культе УНР, ОУН-УПА*, мифов о «голодоморе» и операции «Висла».
Власти постсоциалистической Польши такой идеологический набор устраивал. Обрабатывая избирателя антисоветской риторикой, осуждая руководство Польской Народной Республики за добрососедские отношения с СССР и называя это не иначе как сотрудничеством с советскими оккупантами, они видели в СУвП, осуждающего операцию «Висла», союзника, работавшего на их рейтинг.
Исповедуемый СУвП культ УНР и ОУН-УПА, который по своей идеологической содержательности обоюдоостр, поскольку направлен одновременно и против России, и против Польши, был воспринят последней как неизбежное маленькое зло, не способное причинить польскому государству реального ущерба. Зато выгода от наличия Союза украинцев в Польше была в том, чтобы жало националистической пропаганды СУвП направлялось в сторону России и тех украинских президентов, которые выстраивали добрососедские и партнёрские отношения с Москвой. Например, СУвП активно включился в информационную войну против президента Януковича в 2013 году, поддерживая переворот под вывеской «Евромайдана» вплоть до отправки евро-боевикам боевой амуниции, закупленной в польских магазинах.
В 1996 году была предпринята попытка идеологически скрестить СУвП и Всемирное объединение солдат Армии Крайовой (АК), завершившаяся подписанием соответствующего соглашения на полях научного семинара «Украинско-польские отношения в годы Второй Мировой войны» в Луцке, где СУвП представлял его тогдашний руководитель Юрий Рейт.
Идеология Армии Крайовой предельно русофобская. Освобождение Польши от гитлеровского ига Красной армией командование АК называло «повторной оккупацией» и негласно оправдывало частичное сотрудничество некоторых своих подразделений с нацистами. Западную Украину Армия Крайова считала польскими «восточными территориями» и не смирилась с её воссоединение с УССР в результате Польского похода 1939 года.
Союз украинцев в Польше считал Западную Украину и даже часть прилегающих польских воеводств этнической украинской территорией, идеологическим средоточием украинской самостийности. Скрестить СУвП и АК – это был дерзкий пропагандистский ход польских спецслужб в надежде, что противоречия между СУвП и АК постепенно сотрутся, но взаимно укрепится их русофобия. Столь неестественный союз просуществовал пять лет и окончательно распался в 2001 году.
Финансируется СУвП из государственного бюджета Польши. В 2018 году (более свежие данные отсутствуют) он получил 1,7 млн злотых, из них 420 тысяч – газета СУвП «Наше слово», 25 тысяч –родственный СУвП Almanach Ukraiński и т.д. Всего на украиноязычные СМИ в тот год Варшава выделила 600 тысяч злотых. В 2011 году в Перемышле СУвП получил от городских властей в пользование здание под Украинский дом – своего рода штаб-квартиру СУвП.
В 2020 году Варшава не намерена снижать объём финансирования для нацменьшинств, но перед СУвП стоят проблемы организационного плана:
– добиться увеличения численности своих рядов через привлечение новоприбывших мигрантов, а не только представителей старой украинской диаспоры с польским гражданством;
– получить средства на организацию украиноязычного образования для детей мигрантов;
– избежать появления неподконтрольных СУвП организаций диаспоры (такие уже есть в Щецине и Голенёве).
Чтобы идти в ногу со временем, СУвП меняет риторику, уделяя больше внимания социальным проблемам мигрантов. По сути, он готов выполнять роль профсоюза для заробитчан и в такой способ привязать их к себе. Это принесёт СУвП двойную выгоду – позволит увеличить численность и, следовательно, даст право добиваться большего финансирования, и сделает мигрантов разносчиками идеологии СУвП, которая, напомним, есть идеология агрессивного украинского национализма.
Заниматься этим будет уже новый шеф Союза, его изберут в июне сего года. Нынешний – Пётр Тыма – готовится занять пост почётного члена и главного консультанта СУвП. В Польше Тыма прославился тем, что отказывается признавать Волынскую резню 1943 года геноцидом поляков, а ОУН-УПА – гитлеровскими коллаборационистами. За это его очень не любят польские правые, но такой Тыма нужен польским спецслужбам, и потому его терпят.
В совместном
Украинский вопрос в Польше давно стал внутриполитическим вопросом. Козырем правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) считается патриотическая риторика с уклоном в национал-клерикализм. Политики ПиС постоянно громят в своих речах украинский национализм, ОУН-УПА и прочие проявления полонофобии на Украине, но одновременно тайком выделяют средства на деятельность украинских националистических организаций.
Крупнейшей оппозиционной партией считается «Гражданская платформа» (ГП). Она явно уступает ПиС по популярности и ухватилась за украинскую тематику, пытаясь обойти конкурентов на пропагандистских виражах. ГП, по сути, стала лоббистом интересов СУвП, надеясь на голоса его членов на следующих выборах.
В Польше и Европарламенте ПиС представляют 199 депутатов сейма, 44 сенатора, 24 евродепутата. У ГП – 138 депутатов сейма, 34 сенатора и 19 евродепутатов. В рядах ГП есть один член СУвП (Мирон Сыч). Всё говорит о том, что «Гражданская платформа» будет и далее спекулировать на украинской тематике.
На фото. Ежегодное украинское шествие в Перемышле в честь вояк УНР