Предадут ли нас российские украинцы?

Предадут ли нас российские украинцы?
Применимы ли западные стандарты в российско-украинских отношениях?
Валерий Мацевич
02.07.2019

После того как в прошлом году президент Дональд Трамп назвал Китай врагом «в экономическом плане» и начал против него торговую войну, в США каждый американец китайского происхождения попал под подозрение в шпионаже. Уже произведено несколько наделавших шуму арестов. Таким образом, в Америке, этом «светоче западной цивилизации», началась «надцатая» по счету охота на ведьм. О чем и сообщил Bloomberg в статье «США вычищают китайских исследователей рака из лучших заведений» с подзаголовком «ФБР преследует этнических китайцев, включая граждан США».

Чьи вы, хлопцы, будете?

Страны ЕС и прочие поборники западных «ценностей», как и ранее в подобных ситуациях, поджав хвосты, молча наблюдают за разгулом американской демократии. Значит, соглашаются. А что еще им остается делать, если у самих, мягко говоря, рыльце в пушку: массовое убийство гугенотов, геноцид ирландцев, холокост… Но любопытно было бы посмотреть на их реакцию, если бы нечто подобное устроила у себя Россия. У нее тоже может быть (особенно если искать и пристрастием!

) немало причин для того, чтобы по примеру заокеанского «светоча демократии» выдвигать обвинения против выходцев из других стран, пребывающих на российской территории на временной или постоянной основе, в том числе и собственным гражданам. В чем? Да в чем угодно, в том же шпионаже, к примеру. Но вот что касается украинцев, так тут и стараться не надо, причины, если следовать американской логике, видны, что называется, невооруженным глазом.

Можно было бы, конечно, поговорить и о грузинах, но нынче они с Россией не воюют, хотя и захлебываются в таком приступе русофобии, что даже приходится прекращать полеты российских авиакомпаний в Грузию.

А вот Украина ведет с нами войну, пусть и виртуальную, зато уже в течение пяти лет. Россия, правда, об этом знает только из сообщений украинских СМИ да заявлениях чиновников с политиками, потому на войну пока не пришла…

Хотя, как известно, еще в начале 2015 г. Украина официально признала Россию страной-агрессором (к слову, вслед за ней и ПАСЕ полным составом). В 2018 г. Киев назвал нас еще и оккупантами, зафиксировав это положение в законе о «временно оккупированных территориях». Недавно уже новый президент Украины В. Зеленский в одном из интервью на вопрос, считает ли он Путина врагом, ответил: «Конечно», — чем и всех россиян к «столбу позора» припечатал. Можно еще назвать сотни и тысячи антироссийских выпадов, акций, массовых действий, кампаний и т.п. «мероприятий», которые состоялось в «нэзалэжной», если и не организованные властями, то при их попустительстве или даже по «благословению». Результат столь широкой пропаганды не мог не сказаться на общественных настроениях.

Недавнее исследование КМИС показало, например, что  48% жителей Украины хорошо относятся к России (октябрь 2018 г.). Доля негативно настроенных респондентов составила 32%, в том числе 19% относятся к РФ «в основном плохо», а 13% — «очень плохо». Шесть лет тому назад украинцев, положительно относившихся к России, было подавляющее большинство — 83%. Как видим, «братская любовь» украинцев стала подобна тому маразму, который с годами только «крепчает».

При этом складывается впечатление, что русофобские тенденции, превалирующие ныне в общественном сознании нашей юго-западной соседки, подобно заразной болезни перекидываются на украинскую диаспору в России.

Примеров можно привести много, но есть среди них, так сказать, наиболее типичные.

Помнится, в Москве на международном форуме по проблемам, связанным с «цветными революциями», «майданами» и прочими действиями, инспирированными англосаксами против других стран, обратил внимание на одного из докладчиков с характерной для Западной Украины (Галичины, если быть более точным исторически) фамилией. Доктор юридических наук, профессор, он весьма толково обосновывал право России на всемерную защиту своих национальных интересов. В перерыве подошел к нему и обратился на хорошем галицком диалекте, который резко выделяет галичан из украинской разговорной среды. И нашел самый теплый прием. Вроде того, какой случается при редкой встрече земляков за границей. Выяснилось, что пан профессор до службы в армии жил во Львове. И в разговоре признался, что в конфликте в Донбассе считает виновными как Киев, так и Москву в равной мере, хотя полчаса тому назад утверждал другие вещи. Любопытный в этой связи разговор состоялся у меня однажды в Ивано-Франковском облсовете.

«Вы свiй, — сразу сказал мне зампред областного совета, поскольку украинским языком с детства владею в равной степени с русским, да плюс еще освоил галицкий диалект (галыцьку говiрку, как говорят в Галиции). Языкового барьера между нами не было, что в тех местах главный показатель патриотизма. — Но все равно москаль», — сделал он окончательный вывод после того, как узнал, что я рос в городке недалеко от Киева, значит, схIдняк (буквально восточник), что идентично «москалю». А позже наставлял: «Бойтесь галичан. Мы такие, что вот нож вам под ребра воткнем, будем его поворачивать в ране, но при этом мило улыбаться и заботливо спрашивать: как вы себя чувствуете?». А когда речь зашла о том, что в Галичине разворовали все промышленные предприятия, построенные «при Совiтах», которых до Советской власти тут и в помине не было ни при «яснiшiм пане цiсаржi» (австро-венгерском императоре – цезаре), ни «за Польщi», не без возмущения произнес: «Разве это галичанин, который ничего не крал и не крадет?!» Спустя много лет я слышал от украинцев (галичан) подобные высказывания и в Подмосковье, и в Москве, где работает по найму много «западенцев».

Удивительно, но на одном из столичных рынков выходного дня знакомая пани, гражданка России, жительница Москвы, выросшая в Винницкой области украинка, у которой иногда покупаю фрукты-овощи, почти слово в слово повторила тезис ученого-юриста о равной ответственности российской (на первом месте) и украинской властей за войну в Донбассе. «И Крым нам, России, не нужен был!» — возмущалась она, но на все мои попытки начать с ней разговор на украинском языке не откликалась. Наоборот, как только я начинал говорить по-украински, замолкала, вроде как боялась, что другие продавцы услышат. Однако тихонько призналась, что давала деньги на «АТО, тут у нас собирали…» Но прижилась-то в Москве, вышла замуж и на Украину возвращаться не хочет. И Польша ей «тоже не нужна».

Можно ли, однако, на основе этих и подобных фактов говорить о том, что украинцы, проживающие в России, сплошь да рядом заражены вирусом «бандеровщины» и на этом основании подозревать их в подрывной деятельности, как подозревают в США каждого китайца и китайскую диаспору в целом?

В отдельных случаях, конечно же, да, но во всех, разумеется, нет, так как ситуации принципиально разные. В России практически нет украинской диаспоры, подобной китайской в Америке, как нет и русской диаспоры на Украине в их классической трактовке. Думаю, нельзя вести речь об украинцах и россиянах как национальных меньшинствах. Русские в Малороссии и малороссы в России — это, с моей точки зрения, государствообразующие народы вначале в русской истории, а потом и в новейшей истории Украины, заслуживающие одинакового уважения.

Не могу, правда, согласиться с тем, что это триединый народ (включая еще и белорусов) или вообще единый народ, как твердят наши политики. Это, скорее, «два в одном», некий культурно-исторический феномен, незамеченный и неизученный в полной мере до сей поры.

Вспомним известное письмо Николая Гоголя фрейлине Смирновой-Россет, где писатель говорил о себе так: «…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую». По мнению исследователя Олега Кудрина, «все это фиксирует этническую самоидентификацию Николая Васильевича — как украинца, малоросса, русского (в смысле имперского суперэтноса, объединяющего восточнославянские народы), но не хохла. И уж ни в коем случае не русского в смысле — великоросса».

Эта раздвоенность души как была испокон веков присуща населяющему Малую Русь (Малороссию) народу, так и осталась по сей день. Сохранилось и единство украинской души с русской.

При этом украинцы (малороссы), пребывая до поры до времени в составе царства Московского, Российской империи, Советского Союза, теперь Российской Федерации, всегда оставались сепаратистами (подавай нам «нэзалэжнисть!) и ситуативными националистами (мы не хохлы, не малороссы, мы — украинцы) в отношениях с русскими. Приведу в подтверждение пару «картинок», которые отражают и сепаратизм, и национализм малороссов (украинцев).

Еще, скажем, чернила не успели высохнуть на подписях в документах Переяславской рады, утверждающих переход Войска запорожского под руку Русского царя, а казаки уже прозвали всех московитов кацапами, что на малоросском наречии означало «как цап», то есть «как козел», потому что «цап» и означает «козел» (за бороду назвали). А московиты, в свою очередь, прозвали казаков (потом и всех малороссов) хохлами за их длинные чубы – оселедцы (русск. селедки) на бритых на манер турецких головах. На смену «кацапу» спустя лет 150 пришла новая кличка «москаль», обозначавшая на малоросских территориях вначале всех служивых Российской империи, потом — и всех русских. А «кацап» как бы ушел в небытие.

Но вот когда в далеком детстве довелось мне жить на окраинной улице одного небольшого украинского городка, где соседями были «настоящие» украинцы, то услышал, как моего отца, офицера Советской армии, называли они кацапом. Меня считали за своего, поскольку я быстро выучился говорить по-украински. А потом еще четыре года учился в украинской школе, где русский язык не преподавали. В русских школах города украинский учили и выпускной экзамен сдавали. Такая вот русификация…

Сегодня полузабытое прозвище «кацап» наряду с вечным «москалем» опять в лексиконе современной Украины. Но при всем при том добрая половина украинцев, из 10 млн ищущих работу за границей, едет в Россию. Диво дивное, хотя, в общем-то, все просто и понятно.

Действует привычка жить в одной семье с русскими, где нет ни языковых, ни культурно-исторических барьеров. И при этом — слабое, не способное обеспечить и защитить их собственное государство, в то время как вместе с «москалями» создавали и укрепляли такое государство, которое было уважаемо во всем мире.

К этому государству и прибивались. И не ехали малороссы в Россию общинами, землячествами, толпами вроде того, как переселялись китайцы в Америку или галичане — в Канаду, в США. Исключение составляет Черноморское казачество, созданное в Российской империи из запорожских казаков и полным составом переселенное на Кубань (конец XVIII в.). Можно, конечно, сказать, что в России есть украинская диаспора, но только в том смысле, что украинцы вольно расселились (рассеялись) по всей нашей, еще недавно общей стране там, где им заблагорассудилось. Но были реперные пункты, где сегодня украинцы составляют заметную общность.

Малороссия против Украйны

В российских регионах действует свыше 90 украинских общественно-культурных объединений, а также многочисленные общества украинской культуры в ряде городов от Москвы до Владивостока. Кроме того, культурные мероприятия, которые проводятся в Российской Федерации различными общественными организациями, в значительной степени учитывают потребности украинцев. В то же время, несмотря на большую численность украинцев, проживающих в России, школы, где вся программа преподается на украинском языке, просто-напросто не востребованы. Существуют лишь школы с этнонациональной (этнокультурной) составляющей. Вместе с тем число украинских студентов в России растет примерно на три тысячи человек в год, начиная с 2015 г., в позапрошлом году их было более 27 тыс. человек.

А недавнее исследование компании TNS повергло в шок официальный Киев. Оказалось, что на Украине число общающихся на русском и украинском языках в домашней и рабочей обстановке примерно одинаковое: 49% и 51%. Не буду детализировать все результаты исследования, замечу только, что они весьма показательны для украинско-российских отношений, и добавлю: более трети граждан Украины родным языком считают русский.

И это при всех запретах на русский язык, гонениях, начало которым было положено политикой коренизации, объявленной большевиками в апреле 1923 г. на XII съезде ВКП(б), целью которой провозглашалось замещение русского языка и культуры в союзных республиках языками и культурой представителей национальных меньшинств.

Подавалось это под лозунгом борьбы с великорусским шовинизмом, который ассоциировался с имперским прошлым России.

Этот процесс продолжается до сих пор, правда, уже под маркой борьбы с советским прошлым и «агрессивными происками» современной России. При этом на конец января 2018 г.

обучение на русском языке осталось лишь в 7% украинских школ, а в Киеве и области нет ни одной русскоязычной школы, следует из данных министерства образования Украины. Между тем еще в договоре с Польшей недруга московитов гетмана Ивана Выговского (Гадячский договор 1658 г.) говорится о населении территории, принадлежащих ныне Украине, как о «народе Руском», которому должно быть позволено сохранить старую греческую веру и свой язык. Сам гетман тоже называл себя «гетманом войск Руских» и «княжества Руского». Это было записано и на его личной печати. Можно ли выкорчевать столь глубокие корни искусственной политикой какой бы то ни было «коренизации»? Это все равно, что пытаться заставить течь воды Днепра в противоположную сторону.

Между тем серьезное этносоциальное расслоение русских и украинцев началось немногим более века назад и особенно активизировалось в последние десятилетия, причем не без явного воздействия извне. И точно так же сейчас русских и украинцев все настойчивей пытаются сепарировать под «чутким» руководством Запада. В настоящих условиях зайти этот процесс может далеко, правда, пока русских и украинцев, как и во все предыдущие исторические периоды, сближает единая православная вера. По этой причине сейчас так пытаются ослабить эту связующую наши народы основу. Есть и другие скрепы.

В России граждане украинского происхождения составляют от 4,5% до 5% населения (по данным 10-летней давности, более свежих цифр найти не удалось). Причем многие из них занимают руководящие должности, что для России традиционно как минимум со времен Богдана Хмельницкого.

Земляк Н.В. Гоголя, известный у нас более как автор романса «Очи черные» Евгений Гребинка уже в 40-е годы XIX в. полушутя называл Петербург «колонией образованных малороссиян, а СССР, особенно в постсталинский период, практически руководили выходцы с Украины.

Эта тенденция наблюдается и в современной России, где, кстати, постоянно находятся еще три-пять млн гастарбайтеров из Украины. Реально, по моим подсчетам, украинцев в России может быть намного больше, чем китайцев в Америке. Но кто даст гарантию, что все украинцы без исключения, если и не любят Россию пламенно, то хотя бы относятся к ней лояльно? Зов крови нередко оказывается сильнее разума и гражданского долга. А есть еще, конечно, политические предпочтения.

Помните недавние протесты в Екатеринбурге против строительства храма в сквере у театра? Так вот, они были отмечены технологическими приемами, апробированными на Украине в «майданные» дни 2014 г. В древнем уральском городе кричали: «Кто не скачет, тот за храм». (В Киеве — «Кто не скачет, тот москаль».) Издание Zames.media провело по этому поводу небольшое расследование, которого оказалось достаточно, чтобы установить связь между киевским «майданом» и попыткой организовать что-то вроде уральского «майдана», откуда он, судя по всему, должен был «зашагать» по всей нашей стране.

По данным Zames.media, у протестов оказался один и тот же спонсор. Сеть магазинов косметики «Золотое яблоко» была одной из немногих коммерческих структур Екатеринбурга, которые поддержали акцию по защите сквера (13—17 мая). Магазины этой сети по продаже недорогой косметики для молодежи работают в семи крупных городах России: три супермаркета в Екатеринбурге, три — в Москве, по одному в Новосибирске, Челябинске, Ростове-на-Дону, Самаре и Казани. Владельцы и основатели «Золотого яблока» — екатеринбургские предприниматели Иван Кузовлев и Максим Паняк — профессиональный игрок в покер и один из самых богатых представителей украинской диаспоры на Урале. Но наибольший интерес для нас, и не только для нас, в первую очередь, представляет его отец, Стефан Паняк, уроженец Львова, преподаватель Уральского горного университета. Переехал на Урал 40 лет тому назад. 16 лет возглавлял «украинскую автономию», как он это сам называет, в Свердловской области. Многие годы является членом комитета по правам человека Всемирного конгресса украинцев. ВКУ финансируется правительствами США и Канады, его штаб-квартира находится в канадском Торонто. Вообще, это очень любопытная организация.

Всемирный конгресс украинцев создавался и курируется внешней разведкой США. Он был образован в 1967 г. в Нью-Йорке под названием Всемирный конгресс свободных украинцев. С 1993 г., после провозглашения Украиной «нэзалэжности», когда, по идее, все украинцы должны были стать независимыми от России, а значит, полностью свободными, богатыми и счастливыми, это слово из названия организации изъяли и ВКСУ стал ВКУ — Всемирный конгресс украинцев, куда была включена и Украина в полном своем составе.

Летом 2015 г. ВКУ был внесен в список запрещенных организаций в России В том же году в Москве после серии обысков задержали представителя Всемирного конгресса украинцев и сопредседателя украинской диаспоры в России В. Семененко. Но Стефан Паняк живет спокойно, и его, как пишет Zames.media, можно назвать неформальным полномочным представителем «майдана» на Урале. В 2014 г. в интервью екатеринбургскому изданию Е1 Паняк, отвечая на вопрос «Почему вы назвали информацию российских СМИ о ситуации на Украине ложью в кубе?», сказал: «Это не просто ложь — это подтасовки, это призывы к войне. А я вам говорю, что майдан — это совесть нации. Не будем говорить о Правом секторе (организация запрещена в РФ – Ред.), он потом появился, чтобы защитить майдан».

Кстати, по данным расследования, «Золотое яблоко» было не только спонсором приезда в Екатеринбург группы активистов с Украины, которые и разожгли протесты по поводу строительства православного храма, но и заказчиком многочисленных публикаций в украинских СМИ о ходе протестных акций в Екатеринбурге.

Ни удивляться, ни возмущаться тут нечего. Это надо воспринимать как факт. Среди учредителей ВКСУ были вдовы основателей ОУН (организация запрещена в РФ) Ольга Коновалец и София Мельник, глава ОУН-ПУН (структура, запрещенная в РФ) Олег Штуль и ЗЧ-ОУН (запрещена в РФ) Степан Ленкавский, глава Антибольшевистского блока народов (запрещен в РФ) Ярослав и Ярослава Стецько, президент УНР в изгнании Николай Левицкий. Названные пани и панове, их приверженцы и последователи, столь же ярые русофобы, всю свою жизнь положили на алтарь борьбы против СССР, в том числе в рядах ОУН-УПА (запрещена в РФ) в качестве фашистских прислужников. Некоторые из них после провозоглашения Украины независимой торжественно прибыли в Галицию (Галичину, как называют этот западный регион на Украине). Позже они были избраны депутатами в Верховную раду, в частности Ярослава Стецько (покойная ныне) и во главе первой волны галицких легионеров двинулись завоевывать Киев, иными словами, доделывать ту работу, которую не смогли выполнить, когда были подручными гитлеровцев.

К концу минувшего века они достигли этой цели, а после избрания президентом страны В. Ющенко в 2004 г. (в нарушение конституционных норм) закрепились в столице и приступили к тотальной украинизации Украины, хотя, по сути, украинцами не являются. Галичане — это некий народ, затерявшийся между Россией и Польшей, скорее, субэтнос, который даже историки с именами до сих пор не знают, куда отнести – к России или Польше. Он на стыке цивилизаций западной и русской. А с внедрением в регион униатов (1596 г.) вдобавок разделился еще на православных и греко-католиков.

Сегодня очевидно, что униаты от православия отошли, но католичество их не приняло, и сознание галичан от этого разделилось еще раз. Умело подброшенная австрийцами и поляками идея об их изначальном украинстве направила природную пассионарность галичан в антироссийское русло.

Нелишне напомнить, что Украина — это от польского украйна (окраина государства). Отсюда синоним слова «Украина» — провинция, а украинец, соответственно, уничижительное — провинциал. Но, думается, рано или поздно эта правда вступит в глубокое противоречие с национальной психологией малороссов, и они вернутся к исторически выверенным понятиям «Малороссия» и «малороссы». Опрос, проведенный Центром социальных исследований «София» (Киев, июнь 2017 г.), по данным одного из руководителей Центра, показал: «Граждане перестают идентифицировать себя с украинским государством, а свое будущее связывать с будущим страны». Продолжая эту мысль, скажу и, надеюсь, не ошибусь, что живущие в России украинцы по большей части идентифицируют себя русскими, а государство российское своей большой Родиной. Малой родину как в старину называют нынешнюю Украину.

Тарас Шевченко в своем стихотворении «Заповiт» («Завещание») писал: «І мене в сім’ї великій,//В сім’ї вольній, новій,//Не забудьте пом’янути//Незлим тихим словом». Большая, новая семья — это не про Вкраїну, как он называл иногда Малороссию. Это — про Россию и Украину. И явно по недоброму умыслу не было его портретов на «майдане-2014», когда в Киеве совершался государственный переворот. Были они на «майдане оранжевой революции» 2004 г., шумной, но бескровной. А символами 14-го года далеко не случайно стали увеличенные в десятки раз фотографии Бандеры, его кровавых соратников и последователей.

И все попытки представить конфликт в Донбассе как этнический конфликт между русскими и украинцами — это от лукавого. Там идет борьба между западниками и сторонниками Русского мира.

И пока в Донбассе нет большой войны, не будет и большой ненависти между нашими народами. По большому счету, сегодня, как и сто лет тому назад, и триста, мы наблюдаем противостояние между русской Малороссией и подстрекаемой Западом польской Украйной, в котором решающую для единства Украины роль сыграет фактор Малороссии.

Запад хорошо понимает это и потому не дает погаснуть украинскому конфликту, чтобы в удобный для него момент взорвать ситуацию изнутри и одним махом уничтожить и Малороссию, и Украину. Напряжение достигло таких пределов, что, думаю, в самое ближайшее время украинцам придется делать выбор: на чьей они стороне и с кем?

Так что в столь тревожной ситуации тем более американский подход к российско-украинским взаимоотношениям не только не применим, но и просто опасен.

Специально для «Столетия»

Материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *