Польша за минувшую войну ставит нас «на счетчик»

Польша за минувшую войну ставит нас «на счетчик»

Альтруизм Кремля в отношениях с должниками России вызывает все больше вопросов. Странная доброта в адрес «чужих» привела к тому, что многие «прощенные» нами страны тут же начали предъявлять финансовые претензии уже в адрес РФ.

Долги по кредитам, выданным еще Советским Союзом, которые Россия списала, вряд ли можно было использовать для решения существующих сложностей. Так оправдывался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая перед участниками Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов». По его словам, эти долги на 90 процентов были невозвратны.

«Надо принимать в расчет, что эти долги калькулировались в ситуации, когда Советский Союз не был неотъемлемой частью международной валютно-финансовой системы, когда рубль был не интегрирован в эту валютную систему и когда курс устанавливался просто Госбанком Советского Союза», — пояснил министр.

Между тем, речь идет о просто гигантской сумме. Всего с 2000 года Россией прощено 140 млрд долларов долгов иностранных государств. Самые крупные счастливцы — Куба, Монголия, Афганистан, Сирия, Ирак, КНДР, Вьетнам, Эфиопия, Алжир.

Говоря о безнадежности указанных долгов, Лавров рассуждает в лучшем случае как экономист.

В то время, как в его профессиональную компетенцию входит отстаивание политических интересов России. А чья-либо задолженность перед Москвой — потенциально мощный рычаг ее руках для достижения именно политических целей. Отказываться от него добровольно — глупо.

Кстати, эпидемия списания долгов пришлась на 2000-е годы. Вероятно, в Кремле тогда еще не поняли, что мир отнюдь не дружелюбен к России. И что любая, даже самая дружественная еще вчера страна, может внезапно предъявить Москве самые невероятные претензии. Политические и финансовые.

Например, Афганистану Россия списала в 2006 году 11 млрд долларов. А пару недель назад посол Афганистана в России Абдул Каюм Кучай потребовал от нас извинений за ввод советских войск в его страну в 1978 году. Если предположить, что такие извинения от Москвы последуют, следующим шагом Кабула наверняка станут требования репараций за ущерб, нанесенный в ходе боевых действий.

В Польше о подобных требованиях к России говорят уже открыто. По мнению депутата от правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) Аркадиуша Муларчика, Польша после 2019 года должна заняться подсчетом потерь, понесенных республикой во время Второй мировой войны в результате действий СССР.

На серьезность инициативы депутата указывает также тот факт, что аналогичные требования лидер ЗиС Ярослав Качиньский озвучил и в адрес Германии. И хотя Германия — против, в Варшаве утверждают, что соглашение 1953 года об отказе Польши от репараций было подписано под давлением Советского Союза несуществующими сейчас ГДР и Польской Народной Республикой.

Если так пойдет и дальше, наши вчерашние должники, недальновидно и скоропалительно прощенные Кремлем, пополнят и без того немалую армию стран, пытающихся отхватить от России свой кусок.

Старший научный сотрудник РАНХиГС Михаил Хромов видит причиной низкой ликвидности долгов советского периода их несвойственную мировой практике уникальность:

— Большинство долгов советского периода было получено в нефинансовой форме. Это были поставки вооружений, вложения в строительство инфраструктуры и т. п. То, что называется «помощь», которая была оформлена в форме долга.

Насколько я понимаю, изначально подразумевалось, что речь о финансовом возврате вообще не пойдет. Хотя если это оформлено как долг, то с ним, конечно, можно работать как с финансовым инструментом.

Однако из-за природы такого долга продать его на открытом рынке невозможно. В каждом конкретном случае должна проводиться работа по урегулированию вопроса. Возможен какой-то политический размен, взаимные уступки. Например, в обмен на списание части долга Россия могла бы получить некие экономические преференции. Но это в большей степени — именно политический вопрос.

«СП»: — Не могли бы вы привести какой-нибудь пример

— В свое время я делал анализ долга Ирака. Там была достаточно крупная сумма — 8−10 млрд. долларов. Тогда Россия списала достаточно большую часть этой суммы. Багдад пообещал какие-то преференции «Лукойлу». То ли на разработку месторождений, то ли на постройку НПЗ. Но в результате «выхлоп» оказался очень маленький. Началась война, режим Хусейна пал, возникла политическая нестабильность.

«СП»: — А как поступают в аналогичных случаях другие ведущие мировые державы?

— Такой предыстории как у нас, в мире просто нет. Ведь, Советский Союз пытался нести в зарубежные массы коммунистическую идеологию. Под это раздавались кредиты, военная и техническая помощь. Спонсировались и компартии в западных странах с разной степенью ожиданий возврата этих средств.

Такой великой миссии больше ни у кого нет. Та же Америка, если и насаждает свой порядок, то делает это под какой-то конкретный коммерческий, финансовый интерес — прагматично.

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, ситуацию с долгами нужно рассматривать дифференцировано.

— Оценивая советские долги, нужно смотреть на каждый конкретный случай. Действительно, понимая, что долги не получится вернуть в денежной или товарной форме, их всегда можно конвертировать в какие-то другие инструменты. Другое дело, что когда списывают долги, это происходит под определенные обязательства — страна-должник либо оформляет новые кредиты, либо делает политические уступки.

Схем существует много и поэтому скопом такие случаи оценивать это нельзя. В Минфине этим вот уже больше десяти лет занимается специальный человек — господин Сторчак.

«СП»: — С перерывом на СИЗО «Лефортово», где Сторчак провел некоторое время

— Да, у властей к нему были претензии. Была попытка «распечатать» кудринскую «кубышку». Но Путин не разрешил и затея надавить на Кудрина через Сторчака не удалась.

«СП»: — Плохо Сторчак знает свое дело. Списали Афганистану 11 млрд долларов, а теперь они требуют извинений за вторжение. Этак и репарации не за горами. Опять платить?

— Надо понимать, что Афганистан — это специфическая территория. Режиму списываешь долг, а он толком собственную территорию не контролирует. Поэтому в этом случае ситуация действительно была безнадежна.

А вот, например, с Монголией было иначе.

«СП»: — Сирии в 2005 году тоже все списали

— Думаю, это как раз был обмен на сохранение российского политического присутствия. Тогда как раз шло активное выдавливание России с различных военных баз. Поэтому очень может быть, что под давлением США сирийский режим попросил Россию и из Тартуса. Пришлось искать компромиссы.

По каждой стране нужно смотреть контекст, момент списания долга.

О том, как следует понимать польские финансовые претензии к России «СП» рассказал научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев.

— Польша хочет предъявить двойные репарации. Во-первых, по условиям Рижского мира 1920 года. Там действительно Советская Россия обязалась что-то выплатить, но потом от этих обязательств отказалась. Однако с того времени столько воды утекло…

А во-вторых — поляков наверняка интересуют репарации за 1939−1945 годы. Но это вообще клоунада. Никаких юридических оснований для этого у них нет. Все буквально притянуто за уши.

Пресс-секретарь польского правительства, который тоже заявлял об этих требованиях, сам признал, что добиться от России таких выплат будет еще более трудно, чем от Германии. Польским политикам по соображениям внутренней политики просто надо срочно изобразить из себя необычайных патриотов.

«СП»: — Но насчитать то ущерб не трудно. Потом из года в год можно требовать компенсаций. Похоже на элемент политического давления на Россию

— Скорее, это элемент внутриполитической борьбы. Все рассчитано на избирателей партии «ЗиС». Позиции правящей партии по-прежнему укрепляются. Правда, в основном благодаря ее социальной политике. Они развернули широкие социальные программы для малоимущих, подняли пенсии. А патриотическая риторика идет довеском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *