Франция против евроинтеграции Украины

Франция против евроинтеграции Украины

Киев выбрал неудачное время для евроинтеграции. Ведущие страны Старой Европы либо покидают Евросоюз (Великобритания), либо стоят в жёсткой оппозиции к Брюсселю по многим политическим и экономическим вопросам (Италия, Венгрия).

Нет, Евросоюз всё же остаётся эффективным объединением, но эта эффективность распространяется не на всех. Так происходит хотя бы потому, что не могут одновременно процветать все. Скорее, одни процветают за счёт других.

Помните разгоревшийся в 2017 году скандал из-за поставок западноевропейскими фирмами в Венгрию, Болгарию, Румынию, Чехию, Словакию и Польшу продуктов питания более низкого качества, чем для западноевропейских потребителей? Тогда министр сельского хозяйства Румынии Петре Дайя признался в невозможности побороть такой пищевой расизм: «Нет законодательной базы, мы не можем выбирать поставщика или производителя. Возможный правовой конфликт будет стоить нам очень дорого».

Данная история приведена для иллюстрации существующего положения дел: Европа прежде всего думает о себе, и в самую последнюю очередь – о тех, кто очень хочет евроинтегрироваться. Это видно из заявлений президента Франции Эммануэля Макрона об отсутствии перспективы членства в ЕС для стран-участниц программы Восточного партнёрства.

Программа запущена в 2009 году по инициативе Швеции и Польши, её официальная цель – способствовать экономическому обмену между странами-участницами (Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Грузия) и странами ЕС. Программе десять лет, но никакого эффекта экономика вышеназванных стран за это время от сотрудничества с ЕС не получила. Иначе не было бы в Киеве евромайдана, упрекавшего тогдашнее украинское руководство в недостатке «европейскости» Украины.

Истинная цель запуска программы Восточного партнёрства – привязать постсоветские республики к Европе посредством обещаний быстрого сближения с Западом и туманными намёками на членство в ЕС (для Украины, Молдавии и Белоруссии). Политические элиты стран-участниц воспринимали программу как промежуточный на пути в Европу. По этому пути они ведут свои страны уже одиннадцатый год, а членства в ЕС всё нет. И не предвидится в обозримом будущем.

И не будет. Об этом конкретно говорится в документе, озвученном французскими дипломатами в Брюсселе в октябре 2019 года и повторно – в январе 2020-го. Официального названия документа СМИ не приводят. Пишут лишь, что нём Париж заявляет: «В духе ответственности мы должны прекратить плодить иллюзии и двусмысленности о целях программы Восточного партнёрства». Данное партнёрство, подчёркивается в документе, «основывается на политическом и экономическом сотрудничестве, и исключает перспективы и механизмы членства в ЕС».

Париж предлагает 50% бюджета программы направить на борьбу с изменением климата в Восточной Европе, и выступает категорически против дальнейшего расширения ЕС. Именно Париж был инициатором отказа Албании и Северной Македонии в членстве в ЕС.

Нет никакой надежды, что по отношению к Украине у Парижа будет другое мнение. Евросоюз уже не тот, каким был совсем недавно. С 1 февраля Великобритания больше не является членом ЕС, внутри союза автоматически возрастает влияние Германии и Франции – двух европейских военно-политических и экономических лидеров.

Франция заинтересована в создании противовеса Германии в ЕС, и выстраивает свою геополитическую модель, ведя одновременный диалог с Россией, и Польшей. Россия и Польша окружают Германию с востока и запада, так что выбор Парижа логически объясним.

В этой связи следует обратить внимание на итоги визита французского президента Эммануэля Макрона в Польшу в начале февраля. Польская пресса признаёт: несмотря на подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве, Франция отказывается поддерживать русофобскую политику Варшавы. «Политический диалог с Россией – в интересах Европы, Франции и Польши», – заявил Макрон в Варшаве, ошеломив польский политикум.

Россия, сказал Макрон, «находится в Европе и, хотя не является членом ЕС, остаётся нашим соседом». Франция ни пророссийская, ни антироссийская – она проевропейская, подытожил он. Макрон дал понять, что нормализация отношений с Москвой отвечает интересам всего европейского сообщества, а Польша стоит поперёк дороги. Украинская внешняя политика – жалкое подражание польской, ведь Польша позиционирует себя как адвоката Украины в Европе. Следовательно, с точки зрения Парижа, зацикленная на русофобии Украина тоже не вписывается в картину.

Заодно французский лидер указал на необходимость достижения Европой большей военно-политической самостоятельности. Это утверждение прозвучало рефреном к его прежним словам о «смерти мозга» НАТО и недопустимости чрезмерно полагаться в деле обороны на американскую военную помощь.

Это – призыв к геополитической субъектности Европы, которой так не хотят Соединённые Штаты. Самостоятельная Европа уйдёт из-под американского контроля, и чтобы этого не допустить, Вашингтон выстраивает из восточно-европейских стран санитарный кордон на пути из Европы в Россию, поскольку понимает неизбежность сближения европейских столиц и Москвы в желании избавиться от навязчивой американской опеки.

Складывается ситуация, при которой две главные державы в ЕС – Франция и Германия – работают на подрыв американского влияния на европейском континенте, а американцы превращают Восточную Европу в зону нестабильности для предотвращения подобного сценария. Имея нестабильную Восточную Европу, дядя Сэм всегда может сослаться на неё как на повод для наращивания здесь своего военного присутствия.

Мы видим это на примере Украины. Сначала Вашингтон срежиссировал госпереворот в Киеве в 2014 году, приведший к гражданской войне, а потом существенно увеличил группировку американских войск в Европе, открыв в Польше и Румынии новые военные базы и прислав на Украину военных инструкторов под предлогом усиления восточного фланга НАТО.

Теперь Вашингтону совсем не выгодно превращение Украины в мирную стабильную страну. В интересах американцев так называемая «российская агрессия против Украины» должна длиться вечно, чтобы служить постоянным предлогом для американского военного присутствия в Восточной Европе и не допустить оздоровления российско-европейских отношений.

Участь Украины здесь печальна. Она просто отдана на заклание Вашингтону без перспектив самостоятельно отказаться от навязываемой ей роли. Но это не заставит Францию и Германию свернуть с курса на укрепление европейского суверенитета. Ни Париж, ни Берлин не хотят видеть в ЕС новых членов, потому что понимают, что финансовое обеспечение новичков ляжет бременем на их плечи. С учётом многомесячных массовых социальных протестов на улицах французских городов и желания Германии сохранить текущие темпы экономического роста о расширении ЕС речи быть не может.

Иной сценарий возможен только в случае боязни ухода недоевроинтегрированных стран в объятия Китая, активно продвигающего свои интересы в Европе, но это уже другая история, в которой Украине, опять-таки, отводится второстепенная роль на заднем плане.

Фото: glavred.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *