Спустя почти две недели массовых протестов после президентских выборов можно сделать вывод, что попытка с ходу осуществить «беломайдан» провалилась. Заручившись поддержкой Москвы и вооружившись автоматом, Александр Григорьевич продолжает говорить с оппозицией с позиции силы. Однако это не означает, что все закончилось. Напротив, для Белоруссии настоящие неприятности еще только начинаются.
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прямо заявил, что Беларусь пошла по так называемому «венесуэльскому сценарию»:
Следует признать, что выстраиваемая десятилетиями Александром Григорьевичем политическая и экономическая модель полностью обанкротилась. Раньше он мог себе позволить лавировать между Западом и Россией и торговаться, теперь в Евросоюзе его ждут только в Гааге. «Венесуэльский сценарий» означает наличие альтернативного главы государства «в изгнании», для официального Минска это Светлана Тихановская, базирующаяся в соседней Литве. С треском вот-вот развалится и «белорусское экономическое чудо». Введение США и ЕС санкций на покупку у Минска нефти и нефтепродуктов станет тяжелым ударом для бюджета страны.
Зарубежные активы Беларуси также могут быть изъяты и переданы в управление «президента Тихановской» и альтернативного правительства.
Все, прежняя спокойная жизнь для братьев-белорусов закончилась: им уже не дадут ее при Лукашенко, не будет ее и после прихода к власти Тихановской. Оппозиция не скрывает планов по масштабной приватизации госсобственности, которая моментально приведет к сильнейшему расслоению общества и росту безработицы. Выход из ЕАЭС, СНГ и Союзного государства ударит по остаткам белорусской экономики. Разрыв соглашений в рамках ОДКБ и разворот в сторону НАТО превратит Минск из союзника в потенциального противника Москвы. Поскольку не все белорусы, позже очнувшись от своего негодования, будут готовы к таким радикальным переменам, возникнут предпосылки к гражданскому конфликту между западной и восточной частью страны, которые исторически имеют свою специфику.
Сам президент Лукашенко, заигравшийся в «многовекторность», остался во главе страны совсем один. На номенклатуру и спецслужбы он больше рассчитывать не может. От гигантской толпы несогласных под бело-красно-белым флагом его отделяет только ОМОН и армия. Теперь каждый день его правления будет напоминать сидение с горящей свечой на пороховой бочке. Провокации пойдут одна за другой, по нарастающей, а запас прочности у системы раньше или позже иссякнет.
Объективно только Россия может спасти дружественную Беларусь от «венесуэльского» сценария, плавно переходящего в «украинский». Еще несколько месяцев назад оптимальным был бы компромиссный вариант интеграции двух союзных стран в формате конфедерации с сохранением ими суверенитета, но его саботировал и благополучно торпедировал сам Александр Григорьевич. После его политического фиаско ставки резко поднялись, а коридор решений сузился. Уже впору говорить про полноценное объединение в «мягкую» федерацию, что вполне справедливо, поскольку Россия откровенно берет на себя содержание Белоруссии за счет своего бюджета.
В первом варианте речь может идти о присоединении шести новых областей на равных правах с остальными субъектами РФ. Во втором – о создании отдельного Белорусского федерального округа. Третий, самый гибкий вариант, может предполагать предоставление Беларуси статуса «федеральной территории», не входящей в состав какого-либо российского субъекта. Это новая юридическая категория, введенная с поправками в Конституцию РФ. В ее рамках Минск по соглашению с Москвой смог бы получить себе «особый статус» в формате Союзного государства.