Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?

Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?
Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?

Доклады Управления верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) ООН появляются с завидной регулярностью. «Красной нитью» в них проходят события 2 мая 2014 года, а именно очевидное нежелание Украины расследовать убийство правыми радикалами, а если без обиняков – неонацистами 48 одесситов. Но ничего не меняется. Как говорится, Васька слушает, да ест. В конце сентября опубликован очередной такой доклад. Предыдущая публикация была 20 июня. Оба этих документа повторяют и дополняют друг друга. Пройдемся по некоторым их пунктам.

«72. УВКПЧ отметило определенный ограниченный прогресс в расследованиях и судебных разбирательствах в отношении актов насилия, которые имели место 2 мая 2014 года в Одессе и привели к гибели 48 человек, однако еще никто не привлечен к ответственности за какие-либо из этих действий». В предыдущем докладе обращает на себя внимание некоторая безысходность. К слову, тот же номер пункта: «Продолжается также расследование пожара в Доме профсоюзов, но ни одно лицо не привлечено к ответственности за гибель 42 человек в результате этого пожара».

А ведь еще в августе 2017 года в СМИ появилось заявление Сергея Искрука, эксперта-криминалиста в расследовании по фактам массового убийства людей в Доме профсоюзов.

Эксперт был вынужден бежать с Украины в связи с угрозами физической расправы со стороны националистов, руки которых в крови как минимум 42 безвинных одесситов, а также из-за давления Генпрокуратуры, очевидно, недовольной истинными результатами экспертизы. В частности, С. Искрук заявил, что жертвы в Доме профсоюзов были отравлены хлороформом, а также на них были найдены следы фосгена. То есть украинские националисты применили как минимум химические вещества, а как максимум химическое оружие. Против мирного населения. И где реакция ОЗХО? Вопрос риторический. Заявление Искрука подкрепляют свидетельства выживших, которые рассказывают об удушающем дыме с «каким-то больничным запахом».

По всей видимости, резонанс от заявлений эксперта был настолько широк, что украинскому режиму пришлось как-то реагировать. И была назначена эксгумация 34 тел. Отметим, что по украинским законам согласие родственников на эксгумацию не требуется. Так и не оправившихся от горя близких жертв 2 мая будоражили разговорами о неминуемой процедуре почти год. Наконец решение все же было принято. И тут началась путаница с фамилиями жертв, подлежащих эксгумации. Возникла какая-то вакханалия с документами. Так, например, в селе Малое Одесской области должна была состояться эксгумация одного из тел. Но местные власти, обязанные обеспечить «проведение следственных действий», получили некий документ о переносе их «до дальнейшего уведомления». А ведь родственники пытались как-то подготовиться к жуткой процедуре… Наконец, измученные люди устроили акцию протеста перед зданием городской прокуратуры. И просто невероятно: их просьба была услышана – эксгумацию отменили.

Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?За это так никто и не ответил

Следующий пункт доклада УВКПЧ – «73. Продолжается расследование в отношении пожара в Доме профсоюзов, из-за которого погибли 42 человека». Очевидно, за этими словами стоят описанные выше откровенные издевательства над родными и близкими жертв украинских националистов. Однако далее следует некое расширение понятий: «Между тем судебное разбирательство в отношении трех должностных лиц ГСЧС по факту халатности затормозилось: с ноября 2017 года слушания по существу дела не проводились».

«Фактом халатности» здесь обозначено полное пренебрежение своими самыми непосредственными должностными обязанностями со стороны пожарных. К слову, их депо расположено в 5-10 минутах езды от Куликова поля. Прибывшие с опозданием на место трагедии пожарные расчеты еще и не спешили тушить пожар и спасать задыхающихся в дыму людей. Говорят, их не подпускали националисты. Но разве это снижает вину пожарных, чей долг – спасать погибавших?

Следующий пункт обозначает чудовищную вину тех, кто по роду своей деятельности обязан был спасти людей в Доме профсоюзов: «74. 30 мая 2018 года в Приморский районный суд г. Одессы был передан обвинительный акт в отношении бывших руководителей Одесского управления внутренних дел, управления патрульной службы и городского департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел по факту “злоупотребления властью или служебным положением”. Двое из обвиняемых обвиняются также в “оставлении в опасности” 42 человек в Доме профсоюзов, в результате чего последние погибли». Согласно ч. 3 ст. 135 УК Украины, «оставление в опасности» – это заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, если тот, кто оставил без помощи, обязан был заботиться об этом лице и имел возможность оказать ему помощь.

Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?Их можно было спасти

И в самом деле, где 2 мая 2014 года была полиция (тогда милиция)? Разве не её сотрудники были обязаны обеспечить проезд и работу пожарных? Ответ на эти вопросы шокирует: милиция стояла в оцеплении за (!) беснующимися националистами и ни во что не вмешивалась. Мало того, некоторые ухмылялись, видя, как озверевшая толпа добивает тех, кто все же смог выбраться из горящего здания Дома профсоюзов.

И тут вполне уместно привести следующий пункт: «75. Продолжалось судебное разбирательство дела бывшего начальника Одесского управления внутренних дел по обвинениям в “злоупотреблении властью или служебным положением”, “служебном подлоге” и “оставлении в опасности”, но в течение отчетного периода состоялись только три слушания».

Буквально в эти дни проходит четвертое слушание. На нем присутствует бывший начальник ГУ МВД по Одесской области генерал Луцюк. В ночь на 3 мая 2014 года он присягнул на верность националистам и, наверное, думал, что его никогда не будут судить. Но сегодня генерала обвиняют по ч. 3 ст. 135, ч. 2 ст. 364, ч. 1 ст. 366 УК Украины. Это злоупотребление служебным положением и умышленное бездействие, которые привели к гибели 48 человек, причинению телесных повреждений 200 лицам и нанесению материального ущерба более чем на 200 тысяч гривен.

Однако бывший милицейский начальник вряд ли окажется за решеткой: процесс идет ни шатко, ни валко: Генпрокуратура так и не передала в Одессу материалы дела, а без них судебное рассмотрение по существу невозможно. Объявлен перерыв до 20 ноября.

Пункт 76 доклада УВКПЧ выглядит так: «Наконец, достигнут долгожданный прогресс в судебном производстве по единственному активисту – стороннику единства, обвиняемому в связи с событиями 2 мая 2014 года. В апреле 2015 года вышеупомянутому лицу было предъявлено обвинение в убийстве гражданского лица в центре города и в покушении на убийство сотрудника милиции. 3 мая 2018 года, после почти годовой задержки, Генеральная прокуратура направила обвинительный акт для внесения изменений в следственное управление Национальной полиции в Одесской области и в Одесскую прокуратуру. 8 июня 2018 года последняя повторно подала исправленный обвинительный акт в суд».

Сравним с июньским текстом: «Следствие по факту ранений, повлекших смерть пяти гражданских лиц в центре города, продолжалось, но до сих пор существенного прогресса не достигнуто. Также нет прогресса в судебном производстве против единственного активиста – сторонника единства, который был обвинен в убийстве одного гражданского лица и покушении на убийство сотрудника милиции». Что же изменилось за эти пару месяцев? По факту, а не на словах  – абсолютно ничего.

Очевидно, что речь идет о евромайдановце Сергее Ходияке, преступление которого доказано следствием. Как сказано в докладе, он обвинен в убийстве «гражданского лица», и это лицо – Евгений Лосинский, активист антимайдана. Еще раз повторим, что преступление Ходияка доказано следствием. В отличие от обвинений в отношении тех 19 «куликовцев», пять из которых более трех лет провели в СИЗО, а двое остаются в застенках уже пятый (!) год. Ходияк же по-прежнему на свободе.

Поможет ли ооновский комиссар наказать виновных в одесской Хатыни?

Ходияк уверен в своей безнаказанности

Напомним, что в центре Одессы 2 мая 2014 года были убиты пять человек. Кроме Лосинского, в результате выстрелов из дробовика, которым был вооружен Ходияк, погибли Александр Жульков и Николай Яворский. Таковы официальные данные полиции. Также этот «патриот» Украины, «активист – сторонник единства» серьезно ранил милиционера и журналиста. Эти действия квалифицируются как покушение на убийство.

В процессе так и не состоявшегося суда над Ходияком выяснился еще один чудовищный факт: тела убитых в центре города даже не осматривались экспертами, последние работали с некими загадочными бумажными «актами исследования», составленными неизвестно кем в РОВД.

Справедливости ради отметим, что сейчас Ходияка обвиняют еще и в убийствах возле Дома профсоюзов. Наверное, это и есть тот самый «прогресс», который так обрадовал УВКПЧ. Тем не менее признание на уровне ООН виновным в массовых убийствах именно евромайдановца вселяет надежду на то, что, несмотря на сопротивление украинской стороны, справедливое расследование событий Одесской Хатыни все же возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *