Единый реестр населения – важная часть системы тотального контроля в РФ

Единый реестр населения – важная часть системы тотального контроля в РФ
11.05.2020
Доклад эксперта Общественного уполномоченного по защите семьи, кандидата юридических наук Анны Швабауэр на онлайн-митинге «Человек – не номер!» о законопроекте о едином информационном реестре населения, находящимся на рассмотрении в Госдуме.

«16 апреля Госдума срочно вносит на рассмотрение на 17 апреля законопроект о едином информационном регистре (ЕФИР), содержащим сведения о населении РФ. Законопроект был принят без дискуссии, потому что преподносился он как документ, который необходимо принять срочно, в связи с распространением коронавирусной инфекции. Якобы он нужен для поддержки граждан в этих условиях.

Непонятно, о какой поддержке граждан идет речь – сам законопроект имеет исключительную цель сбора персональных данных всех граждан РФ и обработки их в единой информационной базе. Смысл его в том, чтобы собрать огромный перечень информации обо всех гражданах России, и не только о них, но также об иностранцах и лицах без гражданства, работающих либо проживающих в России. Согласно законопроекту, планируется сведение в реестр более 30 видов сведений о каждом человеке. Это ФИО, дата и место рождения, гражданство, пол, реквизиты документов, удостоверяющих личность, сведения о семейном положении, идентификаторы сведений о постановке на налоговый учет, на воинскую службу, сведения о регистрации в системах пенсионного, медицинского, социального страхования, об учете в службе занятости, регистрации в ЕСИА (сайт госуслуг), сведения о документах об образовании, квалификации, ученой степени, звании, о супругах, детях, родителях и некоторые иные – всего более 30 видов личных данных о каждом человеке.

Законопроект не предусматривает получение согласия граждан на внесение данных в этот реестр, принципом его обновления является непрерывная обязательная передача данных из массы информационных баз других госорганов в этот единый регистр. Принцип хранения: на каждого человека создается файл-досье под уникальным, несменяемым и пожизненным номером-идентификатором. Этот номер – ID будет иметь в регистре главенствующее значение. Именно номер, а не имя человека. ФИО здесь относятся лишь к одной из многих разновидностей сведений, которые вносятся в личный файл-досье на человека.

К этой личной информации получат доступ все органы власти, местного самоуправления, избиркомы, многофункциональные центры. Какие именно сведения они могут получать из регистра – из законопроекта не ясно. Все полномочия по изданию соответствующих нормативных актов передаются Правительству. Между прочим, когда Президент наложил вето за законопроект о ГИС «Контингент обучающихся» одним из его аргументов было отсутствие конкретных сведений, которые находятся в свободном доступе для конкретного числа указанных структур и организаций. Здесь все точно так же непонятно.

В Конституции у нас есть статья о том, что сбор и хранение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Законопроект просто прямым текстом выбрасывает эту конституционную норму в мусорку и предусматривает прямую передачу личных данных человека из информационных систем, которую ведут органы, в один «общий котел».

Очень интересны определение и цели создания регистра. Если посмотрим на них внимательнее, увидим, что, по сути, это одно и то же. Понятие регистра – это совокупность сведений о населении. А цель – создание системы учета совокупности сведений о населении. То есть получается, что создание системы учета сведений происходит ради системы учета сведений. Иными словами, обработка персональных данных ради обработки персональных данных.

Между тем, согласно ФЗ «О персональных данных» обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных законных целей, содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки. То есть цель обработки и сама обработка – это юридически разные понятия, а в данном законопроекте они тождественны, одно подменяется другим. На самом деле главной целью законопроекта является обеспечение удобства чиновников для создания системы тотального контроля за гражданами нашей страны.

И как это отмечал представитель Федеральной налоговой службы (цитирую):

«Этот регистр позволит отследить семейные связи человека и с помощью многочисленных баз данных других ведомств уже будет просто узнать реальный доход семьи и поставить любые контроли».

Вот она – истинная цель законопроекта о едином реестре населения.

Между тем, согласно Конституции, права граждан могут быть ограничены только по основаниям, перечисленным в 55 статье Основного Закона. И там мы не найдем такие основания, как удобство чиновников или «установление любого контроля».

Регистр населения также грубо нарушает ст. 5 ФЗ «О персональных данных», согласно которой недопустимо сведение в одну базу разнородных сведений. Нарушается базовый принцип, который был специально установлен для защиты неприкосновенности нашей частной жизни.

И этот законопроект также игнорирует нормы Конституции о защите прав верующих и умаляет достоинство личности. Для многих наших граждан присвоение, тем более принудительное, номерного идентификатора, расценивается как умаление их личного достоинства. Тут же идет игнорирование позиции Русской Православной Церкви, неоднократно заявлявшей о недопустимости принуждения граждан к любой форме электронных идентификаторов либо автоматизированных средств обработки ПД.

Ко второму чтению в законопроект была внесена поправка, согласно которой граждане могут узнать о том, какие именно их данные находятся в едином реестре, только через регистрацию на портале госуслуг (т.е. в системе ЕСИА). Это прямое нарушение закона «О ПД», а также ФЗ «О госуслугах», согласно которой гражданин имеет право на выбор оказания ему госуслуги в традиционной (бумажной) форме.

Пару слов о зарубежном опыте. В Англии в 2006 году был установлен аналогичный регистр, принят соответствующий закон с присвоением гражданам номером, выдачей им ID карт. Но буквально 4 года спустя этот закон был отменен, и местное Правительство при этом ссылалось на то, что закон нарушает неприкосновенность частной жизни. Экс премьер-министр Тереза Мэй заявляла тогда, что этот закон был создан, чтобы отобрать у граждан свободу. Что касается номерного идентификатора в целом, то в ряде стран его присвоение гражданам прямо запрещено местными Конституциями (например – в Португалии, Венгрии, Новой Зеландии).

Законопроект создает огромные криминальные риски – сведение в одну базу всей информации по населению страну представляет огромный интерес как для мошенников внутри страны, так и для наших геополитических противников. Как известно, в 2018 году представитель ЦРУ прямо говорила о том, что США вкладывает огромные деньги для сбора информации о россиянах, так вот такой реестр – огромный подарок для западных спецслужб.

Хотелось бы также отметить, что ЕФИР – немного переработанный аналог закона о цифровом профиле гражданина, суть которого сводилась к созданию цифрового двойника человека и сведению всех двойников в одну базу. Тот законопроект был инициирован Центробанком, внесен в Госдуму, но на него было дано отрицательное заключение от ФСБ. Среди оснований ФСБ указало, что обработка ПД граждан в рамках единой инфраструктуры значительно повышает риски утечек информации. ЕФИР являет собой аналогичную единую инфраструктуру на все население. И второе – у законопроекта о цифровом профиле не было конкретных целей, достижение которых предусматривало бы обработку персональных данных в предлагаемом объеме. И в случае ЕФИР все то же самое – мы имеем обработку ПД ради обработки ПД.

Вообще вся эта история с цифровой экономикой пришла к нам с Запада. Всемирный банк прямо размещает на своем сайте информацию, что развитие цифровой экономики в РФ – его инициатива.

Данный регистр – лишь часть, хотя весьма существенная, выстраиваемой в России системы тотального электронного контроля».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *