Информационное агентство
Всякий последователь Христа – революционер, но это революция не мечей, автоматов и ракет, а революция ума и образа мышления, отмечает шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»
Александр Иванов. «Явление Христа народу». Живопись, 1837, 750×540 см
Революция. Это слово особенно резонансно звучит для русского слуха и отдает прикусом железа. Тому причина наша богатая переворотами история. Народ, переживший за последние сто лет три революции, имеет свое восприятие данного термина. В его сознании и памяти революция — это по преимуществу братоубийственная гражданская война, ГУЛАГи НКВД, продразверстка, коллективизация и прочее. Иначе говоря, взяли человека и в трех местах сломали позвоночник быта, мировоззрения и ценностей.
В таком случае мудрецы из Поднебесной точно и тонко подметили, что нет смысла проклинать врага, просто пожелай ему жить в эпоху перемен. А, как известно, перемен хотят молодые. Старикам же свойственна, если выразиться мягко, степенность, что мы можем наблюдать в связи с недавними протестными акциями в Москве, где большая часть участников составляла молодежь. Эти протестные события имеют особое значение в наше время.
Официальные комментарии официальных источников видят в протестах не волю людей, а руку, ноги, копыта и иные признаки тлетворного западного закулисья.
Но было бы не менее интересным узнать позицию того института, который на протяжении 30 лет претендует на статус главного культурно-идеологического флагмана по формированию национальной идентичности. Речь идет о РПЦ.
Интерес именно в том, что позиции никакой нет. В данном случае церковь, как и во время синодального периода, вновь играет в молчанку. Нет ни одного официального заявления патриарха Кирилла по этому поводу. И если патриарх считает себя патриархом всея Руси и духовным отцом народа, то молчать, когда одни «духовные чада» с дубинками ломают кости другим чадам (безоружным) или говорить общими фразами в стиле кота Леопольда, выглядит как капитуляция перед реальностью.
Да, Церковь вне политики (кесарево – Кесарю, Божие – Богу. (Мф. 22:15-21)). Она — тело Христово, но в этом теле, членами его, являются люди, которые не согласны и выражают свое несогласие безоружно и мирно, и за это подвергаются физическому насилию. Как не вспомнить здесь слова святого апостола Павла: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). С первой фразой апостола церковь справляется неплохо, а вот со второй складывается впечатление, как будто ее и не существует.
Христианство в своем чистом виде, в личности Самого Христа, революционно. И всякий последователь Христа – революционер. Но это революция не мечей, автоматов и ракет, а революция ума и образа мышления. Аполитичность Христа не в Его молчании относительно вопросов социально–политического и бытового устройства, но в Его неравнодушии к каждому обделенному и страдающему человеку, а не к безликим и сухим системам локального или глобального соц-менеджмента.
Для наглядности стоит прочитать послание вышеприведенного св. апостола Павла к Филимону. Филимон богатый и знатный человек, у которого много прислуги из числа рабов. В этом письме апостол ходатайствует об одном из его беглых рабов по имени Онисим, который, находясь в одной тюремной камере с Павлом, уверовал во Христа, крестился и решил добровольно вернуться к своему хозяину. Святой Павел просит Филимона простить Онисима и принять его не просто как провинившегося раба, «а выше раба, как брата возлюбленного» (Филим. 1:16), как брата во Христе. Здесь и речи нет об административно-правовом решении вопроса о рабстве как таковом. Евангелие довольно долго вспахивало сознание древнего человека, чтобы привести его к мысли, что рабство это плохо. Христианские мученики и святые бросали вызов общественным порокам самим образом своей жизни, и словом и делом.
Таким образом, христианский путь – это революционный путь к свободе, о котором говорят многие, но освободить может только тот, кто сам свободен. Иначе, как показывает история, на смену одним тиранам приходят другие горше первых.
Кто виноват и что делать? Традиционный русский вопрос. Христианство говорит, что виноват каждый в той мере, в какой позволял себе то, что активно считал и призывал не позволять другим. И главное дело, какое можно сделать – начать с себя, своей семьи, работы и уже тогда, если потребуется, выходить на баррикады с чистой совестью, а не ради самоутверждения и пиара.
Севак Мирабян — шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»