Сегодня, 27 июня Москву посетит советник президента США Джон Болтон для переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Цель — активизировать подготовку встречи Владимира Путина и Дональда Трампа. Об этом сообщает британская газета Financial Times.
По информации издания, встреча лидеров состоится вскоре после визита Трампа в Великобританию, который намечен на 13 июля. При этом источник Financial Times в дипломатических кругах опроверг информацию, что президенты РФ и США выбрали площадкой для переговоров Австрию. По его словам, это произойдет в «логически более подходящей» стране. По некоторым данным, встреча состоится в Хельсинки.
Кремль стремился к проведению встречи на протяжении 18 месяцев, утверждает Financial Times. Тем не менее, считает британская газета, полноформатные переговоры двух глав государств преждевременно считать успехом Москвы.
«С Трампом лучше оставаться начеку. Хотя одно проведение встречи будет означать прогресс, а нахождение хотя бы одного пункта, по которому удастся достичь соглашения, станет победой», — утверждает источник.
Как уверяет Financial Times, ни одна из сторон не питает иллюзий относительно итогов встречи. Так, в США сомневаются, что Трампу удастся заключить серьезное соглашение с Путиным.
Вместе с тем, многие видят в предстоящей встрече попытку снижения напряжённости в отношениях.
«Мне кажется, цель заключается в том, чтобы наделать шуму, а не достичь продвижения по отдельным частям российско-американской повестки дня», — считает экс-директор Совета национальной безопасности по России Эндрю Вайс.
В Кремле же ожидают, пишет FT, что обе стороны будут стремиться к сотрудничеству по «вторичным» вопросам, хотя и не обойдут вниманием ключевые проблемы, такие как Сирия, Украина, Северная Корея и контроль над вооружением.
Самым оптимистичным экспертом оказался отвечавший за политику санкций в Госдепе США Дэниел Фрид. По его мнению, США и Россия сумеют наладить контакт в вопросах безопасности и военного сотрудничества. Правда, отмечает британская газета, для результативного диалога в этой плоскости стороны должны доверять друг другу. В нынешней же ситуации доверия «нет и капли».
В том, что от диалога Трамп-Путин не стоит ждать прорыва, убеждает и интервью госсекретаря США Майка Помпео газете Wall Street Journal. В нем Помпео уверяет, что более 10 лет американская внешняя политика «была сфокусирована на борьбе с терроризмом и значительно менее на противостоянии крупных держав», но «сегодня геополитику все больше определяют конфликты с могущественными государствами, такими как Китай и Россия».
Вашингтон в отношении Пекина и Москвы должен действовать напористо, но гибко, считает госсекретарь. Он видит возможности для ограниченного сотрудничества с Россией, несмотря на то, что США противостоят ее «ревизионистской политике». «Мы много в чем не соглашаемся. У нас невероятно разные системы ценностей, но есть и сферы, где мы находим совпадения. Для госсекретаря это непростая задача — выявить эти области, где можно сотрудничать, и в то же время защищать Америку от худших проявлений деятельности таких правительств», — резюмирует Помпео.
Чего ждать от встречи Путина и Трампа, сделает ли Кремль попытку вновь задружиться с Америкой?
— В российской элите имеется слой людей прозападных взглядов, которые постоянно чего-то ждут от Запада, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Они, когда Трамп еще избирался, стали преподносить его кандидатуру как возможность изменения политики США. Трамп эти настроения каким-то образом ощущал, и неплохо на них сыграл, заявляя, что хочет нормализовать отношения с Москвой.
Многие этому поверили, даже я — на первом этапе, до момента, когда Трамп вступил в должность президента. Поверил, потому что по логике Трампу было выгодно нормализовать отношения с Россией, которые находятся в плачевном состоянии — и политически, и даже экономически.
Надо понимать: нивелируя заявления об экономическом росте Америки, за океаном растет гигантский госдолг. Это наши либералы настаивают, что в России нельзя превышать дефицит бюджета и наращивать госдолг — лучше уж стагнация в экономике. А Штаты именно так и поступают — разгоняют экономику искусственно, печатая и раздавая деньги. Но проблем в американской экономике такая политика не решает.
Ситуация усугубляется тем, что Америка теряет влияние в мире. США, напомню, рассчитывали, что станут единственной супердержавой в военном отношении. Но этого не просто не случилось — по некоторым военно-техническим направлениям Америка отстала от России.
Получалось, Трампу выгодно сближение с Россией, но американцы оказались не так просты. Это вам не Горбачев, который чуть трудности — и уже готов сдаться. И когда Трамп пришел к власти, стало очевидно: ни на какие уступки России он идти не собирается. Наоборот, он ужесточает политику в отношении Кремля.
Тем не менее, прозападная группа в российской элите сохраняет свое влияние, и продолжает воздействовать на президента Путина.
«СП»: — Чего хочет эта часть элиты?
— Эти люди связали свою жизнь — свои карьеру и бизнес — с отношениями с Западом. И им пусть не мытьем, так катаньем нужно продавить прозападную линию уступок США.
Эти идейки нет-нет да проскальзывают — вроде согласия на ввод миротворцев в Донбасс. Замечу, эта провокационная идея, в случае реализации, похоронит Донбасс — приведет к утрате независимости ДНР и ЛНР, потоку беженцев на нашу территорию, и к последующим посягательствам на Крым.
Или идейка сдать американцам Иран. Мол, Тегеран нам не нужен, это вообще другая цивилизация — зачем поддерживать режим каких-то аятолл, лучше с Западом дружить.
На деле, совершенно неясно, какие коврижки мы получим от США в случае сдачи Ирана. Зато исторический опыт однозначно показывает: сдать можно кого угодно, но в конце концов придут и за тобой. Это означает, что сдавать никого нельзя — тем более страну, с которой у нас сложились партнерские, и в какой-то степени союзнические отношения.
Проталкивая эти идеи, либеральные круги надеются, что Путин пойдет на уступки, а взамен Запад снизит давление на Россию. Как откровенно говорят либералы, если мы будем хорошо себя вести, нас хотя бы прекратят бить. С моей же точки зрения, если так себя вести и не давать сдачи — в скором времени от страны вообще ничего не останется.
По существу, мы лимит крупных уступок исчерпали: ушли из Восточной Европы, дали согласие на объединение Германии, отпустили Прибалтику. В конце концов, мы распустили Советский Союз, и вывели войска откуда только возможно.
Но взамен спокойной жизни мы так и не получили. Так что теперь очередь Запада и США уступать.
«СП»: — Значит ли это, что переговоры Трампа и Путина закончатся ничем?
— Если Путин проявит принципиальность, и не пойдет на поводу у прозападного лобби — закончатся ничем. Или же президент РФ пойдет на односторонние уступки с нашей стороны. Не обязательно по поводу Ирана и Донбасса — он может, например, согласиться поставить под контроль гиперзвуковые вооружения, в которых США отстают.
Здесь надо понимать: США и Трампу эта встреча нужна, чтобы прощупать позицию Москвы. В России — после выборов Путина — снова у руля либеральное правительство. И это правительство повышает налоги и пенсионный возраст — идет на все, лишь бы побольше капитала можно было выводить и вкладывать в различные западные активы. Такая позиция и дает Вашингтону надежду, что Кремль пойдет и на внешнеполитические уступки.
А Кремлю встреча с Трампом выгодна тем, что она демонстрирует: мы можем на равных говорить с США. И показывать Европе, что на ней не сошлась клином наша внешняя политика.
Другое дело, нам никогда не удавалось сыграть на противоречиях между США и Европой — а такие попытки Москва предпринимала с момента окончания Второй мировой. Скорее, это США и Европа «разводили» нас, изображая противоречия между собой, чтобы не позволить нам наносить ощутимые удары по Западу — например, в странах Третьего мира.
Если в Кремле помнят об этом — переговоры Путина и Трампа действительно мало что изменят.
Новости политики: США выходят из Совета по правам человека ООН