Тайна Хо Ши Мина, которая освободила Вьетнам

Тайна Хо Ши Мина, которая освободила Вьетнам
Информационное агентство

Востоковед Владимир Колотов о вьетнамизации марксизма-ленинизма

Хо Ши Мин на встрече с советскими товарищами

 

Среди социально-политических трансформаций колониальных обществ особое место занимает теоретический и практический опыт весьма успешного национально-освободительного движения во Вьетнаме, которое в середине ХХ века развивалось под определяющим воздействием национального лидера Хо Ши Мина (1890-1969), который, творчески заимствуя и перерабатывая под потребности освободительной борьбы вьетнамского народа теоретические и практические построения как восточных, так и западных мыслителей, в итоге создал собственную систему взглядов, которая в конце XX века последователями была названа его именем – идеологией Хо Ши Мина (вьетн. Tư tưởng Hồ Chí Minh).

Сам Хо Ши Мин при жизни никогда не использовал данный термин, который впервые появился в официальных документах VII Съезда КПВ только в 1991 году. Хо Ши Мин всю жизнь разрабатывал данную систему взглядов в процессе поиска реалистичных путей освобождения Вьетнама в условиях радикальной асимметрии баланса сил в сравнении с французским колониальным режимом. Сформированная Хо Ши Мином система аналитических призм позволила увидеть теоретический путь освобождения страны и практически приступить к борьбе по избавлению от внешнего контроля.

В 1991 году, через 16 лет после воссоединения страны, на первом после распада СССР съезде КПВ произошло «исправление имен» и данный феномен был назван своим именем.

Периодизация становления и развития идеологии Хо Ши Мина включает следующие основные этапы:

  1. Режим поиска эффективной стратегии освобождения. 1911 год – выезд за рубеж в поисках эффективной теоретической базы для создания идеологии национального спасения.

  2. Знакомство с ленинизмом и теоретическая учеба. 1923 год – прибытие в СССР, учеба и участие в деятельности Коминтерна.

  3. Практическая организация партийных структур. 1930 год – создание Коммунистической партии Индокитая (КПИК) в Гонконге и развитие коммунистического движения в колониальном Вьетнаме

  4. Практическая организация первичных государственных структур на партийной основе. 1945 год – провозглашение ДРВ.

  5. Идеология Хо Ши Мина в борьбе против французского колониализма. Победа в Первой Индокитайской войне (по вьетнамской классификации войне сопротивления) и создание государственного аппарата. 1954 год – победа в сражении при Дьенбьенфу, заключение Женевских соглашений по Индокитаю и установление фактического контроля над территорией страны севернее 17-й параллели.

  6. Идеология Хо Ши Мина в борьбе против США. 1964-65 годы – вынужденное вступление в войну против США, которые взяли курс на увековечивание раздела страны, с целью освобождения Южного Вьетнама

  7. Победа во Второй Индокитайской войне и государственное строительство в общенациональном масштабе. 1975 год – освобождение Южного Вьетнама и объединение страны.

  8. Провозглашение политики Обновления в 1986 году на VI Съезде КПВ. Реализация нового курса привела к успешным экономическим реформам и впечатляющим результатам в области внешней и внутренней политики Вьетнама.

  9. Признание идеологии Хо Ши Мина на государственном уровне. 1991 год – провозглашение на VII Съезде КПВ идеологии Хо Ши Мина и включение ее в партийные документы и Конституцию СРВ в качестве идеологической основы КПВ и государства.

Этапы с 1 по 6 тесно связаны с постоянным развитием теоретических воззрений самого Хо Ши Мина, которые определили стратегическое направление создания независимого вьетнамского государства нового типа. Остальные этапы стали творческой реализацией мировоззрения национального лидера его последователями и сыграли важную роль в изучении и развитии духовного наследия Хо Ши Мина, которое в настоящее время включено в программы обучения и подготовки руководящих кадров партии и государства.

В соответствии с современным пониманием, во Вьетнаме идеология Хо Ши Мина представляет собой результат вьетнамизации марксизма-ленинизма, а также наиболее эффективных политических концепций Запада и Востока как классических, так и новых, что в итоге привело к весьма необычному, но жизнеспособному симбиозу древнекитайской стратагематики и вьетнамизированным марксизмом-ленинизмом, в котором здорового национализма существенно больше.

Сам Хо Ши Мин на первых этапах своей политической деятельности особо выделял ленинизм, чей передовой теоретический и организационный компоненты легли в основу Коммунистической партии Индокитая (КПИК). Хорошо известно, что именно первоначальный набросок тезисов В.И. Ленина по национальному и колониальному вопросам привлек внимание Нгуен Ай Куока (Хо Ши Мина), который увидел в них реальный путь спасения для своей страны. Знакомство с этим произведением привело Нгуен Ай Куока в СССР, где он прошел передовую школу теоретической и практической работы по построению идеологически мотивированных партийных структур и государства нового типа.

Позднее Хо Ши Мин писал: «Партия станет сильной, когда она имеет какую-то доктрину как основу, все в Партии должны понимать и соблюдать эту доктрину. Партия, не имеющая своей доктрины, всё равно, что человек без мозгов, как пароход без компаса. Ныне много теорий, много доктрин, но самая подлинная, самая убедительная и самая революционная — это ленинизм».

В приведенной выше цитате, в присущей Хо Ши Мину метафоричной манере лаконично выражена идея об исключительной важности адекватной политической теории, поскольку без нее даже наличие значительных ресурсов не позволит добиться желаемой цели.

Из практического советского опыта и теории марксизма-ленинизма, помимо диалектики, вьетнамские коммунисты позаимствовали партийную систему, которая прижилась на вьетнамской почве и существует до наших дней.

Согласно классическому подходу, следует определить источники и составные части идеологии Хо Ши Мина. Во Вьетнаме полагают, что идеология Хо Ши Мина состоит из трех основных частей: марксизма-ленинизма, а также западной и восточной философии, однако при этом не раскрывается состав западных и восточных компонентов, который может быть реконструирован на основе анализа основных трудов Хо Ши Мина.

Более подробное рассмотрение составных частей идеологии Хо Ши Мина до сих не разработано и, в определенном смысле, данный вопрос, применительно к восточной философии, впервые рассматривается в данной статье и представлен в следующей таблице.

Из предложенной выше таблицы видно, что восточная философия представлена в идеологии Хо Ши Мина стратагематикой и конфуцианством.

Во время Индокитайских войн как французы, так и американцы упорно не замечали использования противником стратагематики и влияния трактата Сунь-цзы «Искусство войны» на формирование взглядов Хо Ши Мина и военное искусство его военачальников, в то время как восточная философия, прежде всего в ее китаизированном варианте, исторически оказывала глубокое влияние на вьетнамское общество в целом и на самого Хо Ши Мина в частности, отец которого был лауреатом конкурсных экзаменов и создал благоприятные условия для изучения сыном китайского языка, благодаря чему Хо Ши Мину с детства стали доступны труды выдающихся мыслителей древности и современных ему китайских политиков. Вне всякого сомнения, такие положения конфуцианства как чувство долга, гуманность и моральная составляющая органично вошли в систему взглядов вьетнамского национального лидера, которые на многие десятилетия определили курс национально-освободительного движения и развития страны.

Продолжение следует…

 

Владимир Колотов — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина.

 

ИА «Реалист» публикует выдержку из сочинения профессора Колотова в рамках инициативы по популяризации перспективных научных трудов отечественных ученых. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *