В следующем году истекает контракт НАСА и «Роскосмоса» по доставке американцев на МКС. Напомним, что с 2011 года они летают исключительно на российских космических кораблях «Союз», так как их собственная программа Space Shuttle была свёрнута. После охлаждения отношений с нашей страной в США принялись форсировать создание собственного космического пилотируемого аппарата, чтобы не зависеть от нас. Наибольших успехов в этом направлении достигли компания SpaceX Илона Маска и Boeing. Полагаясь на их обещания завершить работу в кратчайшие сроки, американцы отказались продлевать контракт с «Роскосмосом» после 2020 года, а на 2020 год запланирован последний полёт американского астронавта на российском корабле. Однако с созданием своего корабля что-то не заладилось.
Нужно подождать
И Boeing, и SpaceX неоднократно смещали сроки создания своего корабля, постоянно обещая, что он будет готов вот-вот.
Сначала в НАСА на это смотрели сквозь пальцы. Однако, когда весной этого года возвращаемый аппарат корабля Crew Dragon Илона Маска сгорел при испытании системы аварийного спасения на мысе Канаверал, серьёзно занервничали. Чиновники стали задавать Маску неприятные вопросы о том, на что он тратит деньги налогоплательщиков. Маск в ответ вновь пообещал, что испытания системы аварийного спасения будут завершены в конце этого года, а в следующем он доставит на МКС первых астронавтов.
Тем не менее, понимая, куда ветер дует, НАСА обратилось к России с просьбой выделить ещё места на наших «Союзах» в следующем году. Однако мы ответили отказом, и вот почему.
Мест нет
Чтобы отправить космонавтов на корабле «Союз», нужно сначала его построить, а на это требуется 2,5–3 года. Поэтому все контракты подписываются на несколько лет вперед, и мы предупреждали американских коллег, что им лучше подстраховаться и взять на 2020 год один дополнительный «Союз», но они гордо отказались. Теперь сделать это уже невозможно, и отправить дополнительных астронавтов к МКС можно только в случае, если им уступят место наши космонавты, но это приведёт уже к срыву нашей программы и потому исключено.
Американцам остаётся надеяться только на то, что Boeing или SpaceX всё же успеют в следующем году довести работу до ума. Если нет, то НАСА придётся упрашивать Конгресс о продлении контракта с «Роскосмосом», что, впрочем, уже бывало. Так, в Конгрессе неоднократно пытались запретить поставки в США наших ракетных двигателей РД-180. Но, как и в случае с кораблём, заменить их пока нечем, поэтому запрет постоянно откладывают. Очередная порция двигателей уехала в США этим летом. Пикантная деталь: РД-180 должны использоваться для запусков пилотируемого корабль Starliner компании Boeing, который должен был впервые полететь в августе, но до сих пор не готов. Так что шутка Рогозина про батуты до сих пор не утратила актуальности. А как будет дальше, расскажем в следующих выпусках.
Источник: sonar2050.org