Есть ли россиянам чем гордиться?

Есть ли россиянам чем гордиться?
Есть ли россиянам чем гордиться? Фото из открытых источников

На этот вопрос меня натолкнул адекватный украинский политик Василий Волга, который год прожил в России. Он считает, что, в отличие от его соотечественников, мы стали гордиться настоящим, а не только прошлым, и с уверенностью смотрим в будущее. Что в общем и целом созвучно моим настроениям. Тем более что на прошлой неделе я проехался по Крымскому мосту.

 

Оказывается, это не только сооружение над водой (хотя и оно весьма масштабно), но и километров тридцать новенького освещенного автобана с краснодарской стороны и километров десять — продолжение моста рядом с Керчью. Вообще говоря, если бы не смена пейзажа за боковыми стеклами, то переход от сухопутной тверди к свайной основе был бы совсем незаметен. Ну, разве что подъем над фарватером с арками напоминает о том, что под дорогой — вода. 

 

Прав был один из комментаторов: если бы украинцы прокатились по Крымскому мосту, им бы не пришло в голову писать про него всякую чушь.

 

Но я ведь не только о мосте. Как и Василий Волга. 

 

Что-то произошло за последние несколько лет. Возможно, прошедший чемпионат заставил нас взглянуть на самих себя чужими глазами, и мы вдруг заметили эти позитивные изменения.

О чем я уже писал. 

 

Наши дороги стали ровнее, улицы чище, парки зеленее. И я вовсе не имею в виду Москву — жизнь за МКАДом тоже изменилась в лучшую сторону. У меня самые свежие впечатления о том, как выглядят Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, а также кубанские станицы. Сравнительно недавно я побывал в Сочи, северокавказских республиках, Казани. 

 

Сейчас, оглядываясь назад и сравнивая с тем, что там было в начале двухтысячных, я понимаю, почему наши города понравились иностранцам. Под их влиянием, после их восторженных отзывов мы вдруг осознали, что живем не хуже европейцев. А местами и лучше.

 

Надо же.

 

Например, Василий Волга поведал журналисту, что в Москве удобный общественный транспорт — лучше, чем, например, в Берлине. А ведь и правда, подумалось мне. Когда-то я рассказывал друзьям, что в Женеве, если не хотите опоздать на встречу, нужно ехать автобусом, а не на такси — никто из автомобилистов даже не пытается сунуться на выделенную полосу для общественного транспорта. А если кто-то вдруг едет, тому вслед презрительно бросят: «Француз». 

 

Теперь и в Москве также — езда по выделенке выглядит как нечто необычное, не вписывающееся в общий благопристойный пейзаж. И скорее всего номер принадлежит жителю какой-нибудь из бывших союзных республик. «Француз», — думаю я в таких редких случаях, провожая глазами легкомысленного иностранца.

 

Кто бы мог подумать, что это случится, да еще так скоро. Чудодейственные фотокамеры на столбах и большие штрафы (хотя и не такие большие, как в Европе) способны усмирить даже нашу страсть к быстрой езде и многим другим нарушениям ПДД. 

 

Это если говорить о настоящем.

 

Но, разумеется, стало лучше не везде и не во всем. Я об этом догадываюсь. Но знаю и о том, что жизнь постепенно меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Жизнь коротка, поэтому нам надо здесь и сейчас. 

 

Однако Василий Волга с завистью заметил «Движение России вперед… Сильное движение, они прямо ломят вперед… Оно создает их столицу, их города центральные такими, в которых хочется жить». Это взгляд человека, желающего изменить свою страну — Украину. И ясно осознающего, в какой стороне у нее есть реальные перспективы. 

 

Иногда полезно посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, какими мы уже стали и еще будем. 

 

Мне кажется, я разгадал хитрый план Путина. Да, он назначает губернаторов — исполняющими обязанности. То есть, как бы дает им испытательный срок. Но только выборы должны утвердить их в этой должности. Делаешь что-то полезное для региона — люди это почувствуют и за тебя проголосуют. А нет так нет. 

 

И еще. По-моему, президенту неприятна пословица о дураках и дорогах, и он задумал уничтожить эту ассоциацию с Россией. Не знаю, как насчет дураков, но с дорогами явно стало лучше. А то бурное строительство новых трасс, развязок, эстакад и мостов говорит о том, что у него, скорее всего, получится в ближайшие шесть лет кардинально поменять положение. 

 

Я вдруг понял, что стал незаметно для самого себя гордиться своей страной, как бы пафосно это ни звучало. Не участием в геополитических процессах, не победной войной в Сирии, международными альянсами или суверенитетом (внешний контур — другая тема), а просто упорядоченной жизнью. 

 

Странное, непривычное чувство, скажу я вам.

 

А чем гордитесь вы?

 

Павел Шипилин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *