Известный в России публицист, политолог и экономист Михаил Хазин в честь праздника Дня трудящихся поднял актуальную тему: куда подевался рабочий класс? Также эксперт задал актуальный вопрос: будет ли еще одна мировая революция.
На своем сайте в Сети Михаил Хазин отметил, что празднуя 1 мая и просматривая телевизор, чаще увидим менеджеров, офисных работников, бизнесменов, студентов, но не трудящихся. А ведь раньше их можно было увидеть на почетных стенах предприятий или в поликлиниках. Все меньше становится учителей и врачей. Где же инженеры и рабочие, когда в стране стоит множество заводов? Поэтому актуален как никогда вопрос, куда они все подевались?
Сегодня во многих странах мира, в том числе на Западе, мнение простых рабочих никому не интересно. К ним относятся с презрением, хотя в тех же США за президента Дональда Трампа голосовали так называемые «реднеки» — это те самые работяги. По мнению Хазина, этот момент положителен в той мере, в какой отражает влияние рабочего класса на политику государства, что сейчас редкость. Но маятник качается и не исключено, что общественная роль трудящихся вновь станет максимальной и приведет к ситуации начала 20 века.
Иными словами, рабочий класс еще может показать способность устроить мировую революцию.
По мнению Хазина, работяги исчезли неспроста. Все дело в капиталистах, которые читали труды Маркса и отлично знали про «Манифест Коммунистической партии», где черным по белому было прописано, что капитализм сам вырастит своего могильщика – пролетариат. Поэтому эксплуататоры решили избавиться от угрозы. Часть рабочих деклассировали, часть вывезли за пределы «цивилизованных стран» и создали альтернативу – «средний класс», который стал путеводной звездой пролетария и показал, что можно без борьбы за свои права иметь машину, дом и надежды на образование детей.
На Западе «средний класс» поддержали за счет реализации экономических программ. Однако к 70-м годам в тех же США потенциал роста был исчерпан и у существующего «среднего класса». Передышку дала «рейганомика», которая предполагала стимулирование спроса через рост личного долга домохозяйства. Такой политический курс был априори ограничен, и ее потенциала хватило на 30 лет. Но в конечном итоге подошло время программы к концу. И вот тут выяснилось, что реально располагаемые доходы американских домохозяйств соответствуют концу 50-х годов прошлого века. Что коммунистическая идея не умерла, а уровень агрессивности и раздраженности тех стран, которых грабили в ХХ веке, в общем, тоже существенно вырос. Но самое страшное, что либералы за долгие годы жирования вырастили колоссальный по количеству «средний класс», который привык, что демократия и минимальный уровень жизни априори обеспечивает государство. Но денег-то на это теперь нет!
В итоге «средний класс» превратился в аналог пролетариата, которому нечего терять кроме своих цепей. Люди умеют только продавать свой труд, но он уже никому не нужен. Самое страшное, что современный рабочий класс отличается от пролетариата прошлого столетия. Во-первых, люди не умеют работать, а только сидят за столом в офисе с кофе. Во-вторых, у них в головах лишь иллюзии о правах, рынках и свободах. Ситуация практические критическая и удерживается лишь потому, что власти поддерживают уровень жизни. Но когда ударит кризис и пузырь на фондовом рынке США лопнет, то та же Америка увидит картину начала 30-х годов прошлого века в полной красе. Будет настоящий социальный взрыв и произойдет восстановление класса трудящихся, причем безработных. Включая массовый голод, поскольку только в США голод начала 30-х годов прошлого века унес как минимум пару миллионов человек, напомнил политолог. Ко всему этому может поменяться политическая система, так как уйдут либо в оголтелый национализм, в религиозный фундаментализм или в марксизм. И есть серьезные основания считать, что середина XXI века как раз станет веком возрождения марксистских идей и временем для новой мировой революции трудящихся.