Убить Шеремета: был ли мотив у окружения Порошенко?

Убить Шеремета: был ли мотив у окружения Порошенко?

Появились новые подробности по громкому «делу Шеремета». Шевченковский суд Киева назвал число, на которое назначено первое заседание, где будет рассмотрен обвинительный акт в отношении подозреваемых в убийстве журналиста – Андрея Антоненко, Юлии Кузьменко и Яны Дугарь. Дело подлежит рассмотрению судом присяжных.

«Точка отсчета» – 4 сентября, а о присяжных суд попросили сами обвиняемые и их адвокаты. Также меры пресечения продлены до 23 октября. Антоненко оставлен под стражей в СИЗО, Кузьменко – под домашним арестом, а за Дугарь уплачен залог в сумме 168 тысяч гривен, так что до суда она на свободе.

По утверждению защиты, до сих пор неизвестно, кто оплатил работу британского криминалиста, заключение которого является одним из ключевых документов в деле. В киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз вообще сказали, что привлечь иностранного эксперта пришлось из-за того, что выводы местного не совпадали с тем, чего ожидало следствие.

«Я не могу сказать, что я полностью довольна качеством документов, которые были подготовлены обвинению», – сказала Елена Притула, гражданская жена погибшего журналиста. Вряд ли вообще кто-то может быть доволен всем ходом этого дела. Расследование убийства Шеремета после взрыва его машины в 2016 году украинские власти считали «делом чести».

За четыре года были проведены сотни экспертиз, более тычячи допросов, с камер наблюдения изъяли видео объемом более 150 терабайт и… ни одного официального подозреваемого.

В октябре прошлого года президент Владимир Зеленский решил поиграть в строгого, но справедливого лидера и пригрозил, что уволит руководство МВД, если дело Шеремета не сдвинется с мертвой точки. Как по мановению волшебной палочки, оно сдвинулось. В декабре стало известно о задержании подозреваемых в убийстве Шеремета.

Подозреваемому Андрею Антоненко сперва  предписывали увлечение «ультранационалистическими идеями», на почве которого он якобы и организовал убийство Павла Шеремета, сумев привлечь к совершению преступления остальных.

Правда, в мае 2020 года организаторами уже назвали «неустановленных лиц», а Антоненко понизили до исполнителя убийства. Следствие металось от версии к версии: если вначале мотивом убийства называли журналистскую деятельность Шеремета, то в итоге мотив превратили в некое расплывчатое пятно – «стремление обвиняемых к дестабилизации ситуации в стране».

Журналисты проекта «Слідство.Інфо» утверждают, что в ночь накануне убийства слежку за домом Шеремета осуществлял некий Игорь Устименко, который являлся действующим сотрудником СБУ. Только после журналистского расследования он был вызван на допрос. Это дало повод предположить причастность к смерти Павла Шеремета силовых органов Украины.

Вряд ли широкая общественность удовлетворится исходом дела, где будет сказано, что Шеремета решили убить музыкант, воевавший на Донбассе по контракту, волонтёрка и военный медик, которые ставили целью «дестабилизировать ситуацию» на Украине образца 2016 года.

Профессия журналиста на Украине по-прежнему остается чем-то сродни прыжков в речку с моста – может, выплывешь, а может, нет. Страна включена Международной федерацией журналистов в пятёрку государств с высоким уровнем опасности для работы журналистов.

Нераскрытыми остаются десятки убийств журналистов, что особенно ярко проявилось после госпереворота 2014 года. И если в деле Шеремета имеются хоть какие-то подвижки (пока неясно, насколько они настоящие), то громкое убийство в 2015 году украинского публициста и писателя Олеся Бузины просто кануло в лету. Периодически его вспоминают оппозиционные СМИ, а что касается государства, то оно и думать забыло о том, что у него есть ответственность перед народом. Справедливый суд? Куда лучше просто рассыпать следствие!

Тогда материалов для досконального расследования было предоставлено предостаточно. В марте 2015 года, за месяц до гибели, Бузина рассказывал о нападениях и угрозах в свой адрес в интервью «Российской газете». Почти мгновенно ответственность за убийство (как и за убийство члена Партии регионов Олега Калашникова) взяла на себя так называемая «Украинская повстанческая армия». Тогдашний президент Пётр Порошенко был уверен, что убийство направлено на «дестабилизацию ситуации в стране». Знакомая формулировка? Следствие по делу Шеремета придерживается точно такой же, отменив и журналистскую деятельность, и «величие арийской расы» (увлечение нацизмом поначалу вменялось  Антоненко, нацистами были и остаются и убийцы Бузины).

На фоне недовольства националистических организаций Украины деятельностью властей, упоминания об ультраправых и их причастности к убийствам как в деле Шеремета, так и в деле Бузины старательно вымарываются.

После того как 9 декабря 2015 года столичный суд освободил из-под стражи под круглосуточный домашний арест активиста националистической организации и главного подозреваемого Дениса Полищука, дело Бузины пошло ко дну. Уже при новой власти, при Зеленском, генпрокурор Ирина Венедиктова решила заработать баллы на теме убийства Бузины и встретилась с матерью журналиста. С тех пор о каких-то шевелениях по делу убийства Олеся Бузины ничего не известно.

«Служба безопасности Украины никуда не исчезла, как покрывали убийц, так представители СБУ и продолжат покрывать, – уверен журналист и  бывший политический заключённый Дмитрий Василец. – А встреча генпрокурора с матерью Бузины, с моей точки зрения, просто пиар ход и попытка кинуть хоть какую-то кость «электорату Зеленского», ведь больше похвалиться просто нечем».

Промежуточные итоги по расследованиям убийств журналистов Шеремета и Бузины разные и одинаковые одновременно. Разница заключается в том, что по делу Шеремета устраивают показательный суд присяжных, делая из правосудия нелепое шоу. По Бузине же молчат, «затирая» дело так, чтоб концов и краёв видно не было. А похожи они полным отсутствием желания властей установить и наказать заказчиков и исполнителей этих преступлений.

Даже если предположить, что Шеремета действительно взорвала троица Антоненко – Кузьменко – Дугарь, яро поддерживающая войну Киева с Донбассом, крайне сложно понять их мотив: летом 2016 года никто эту войну прекращать не собирался, все трое сторонниками мирного урегулирования конфликта не были, поэтому дестабилизировать им было нечего.  Да и сам Шеремет был сторонником теории «российской агрессии», так что делить предполагаемым убийцам и жертве тоже было нечего.

А вот если бы следователи обратили больше внимания на журналистскую деятельность Павла Шеремета, они обнаружили бы очень много любопытного. Например, в том же 2016-м он считал самым популярным украинским деятелем Михаила Саакашвили и сравнивал его с «ледоколом, который пробивает стену для молодых демократических политиков». И это могло уже тогда очень не нравиться окружению Порошенко (кстати, Шеремет в марте 2016-го говорил о том, что это окружение «активно пытается поссорить Порошенко и Саакашвили»). А в мае 2016-го в Одесской областной государственной администрации, которую тогда возглавлял Саакашвили, начались обыски при участи Генеральной прокуратуры Украины и киевского спецназа СБУ. Сам Михо назвал эти действия «политической провокацией». То есть к моменту убийства Павла Шеремета конфликт, о котором он рассказывал, уже разгорался. Был ли мотив у «команды По» ликвидировать журналиста, активно поддерживющего Саакашвили, тогда стремительно набиравшего рейтинги на болезненной антикоррупционной теме? Разумеется, был. Но ведь куда проще судить судом присяжных странную троицу за мнимую «попытку дестабилизации», чем расследовать мотивы тех, кому  мешала журналистская деятельность Павла Шеремета. У них, кстати, и возможностей совершить преступление – вагон. А учитывая тот факт, что Шеремет вовсю критиковал украинских олигархов, – десять вагонов. Заметим, что Павел часто давал интервью западным СМИ и их украинским филиалам, что наверняка вызывало зубовный скрежет как в высоких кабинетах власти, так и в резиденциях магнатов. Ведь слова журналиста наверняка заставляли Порошенко оправдываться перед «западными партнёрами» и значительно осложняли жизнь тем, для кого Украина давно стала кормушкой (в их числе и бывший президент).

Но следствие решило пойти другим путём – безопасным и очень удобным. Понятно, что во времена президентства Порошенко так оно и должно было случиться. Но и теперь, при Зеленском, практически ничего не изменилось, если не считать, что убийство Шеремета – явно заказное – пытаются свести к «дестабилизации в стране».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *