Дебандеризация украинско-польской границы: далее везде

Дебандеризация украинско-польской границы: далее везде

Как польские власти нашли «экономические рычаги» для идеологического перевоспитания украинских граждан.

Антибандеровский закон, принятый Польшей, будет задействован как действенный и бескомпромиссный инструмент вразумления и, вероятно, отчасти перевоспитания граждан Украины. Польские власти прибегли к крайне коварной процедуре, которая должна стать чем-то вроде ритуала отречения от дурного направления мыслей для тех украинцев, которые желают по тем или иным причинам посетить соседнюю страну.

 

Как сообщает польская газета Rzeczpospolita, польские пограничники начали опрашивать въезжающих с Украины об их отношении к Степану Андреевичу Бандере и «Организации украинских националистов — Украинской повстанческой армии» (Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

 

В зависимости от ответа выдаётся либо разрешение на въезд, либо следует отказ. Газета пишет о том, что одного молодого человека, попытавшегося словчить, уже развернули в обратном направлении. На собеседовании заявитель высказался максимально неопределённо, сказав, что никогда не вникал в историю ОУН, а потому не в курсе, кто несёт ответственность за Волынскую резню.

 

То есть даже такой уклончивый ответ, когда опрашиваемый ссылается на собственную безграмотность (а это в редких случаях может быть и правдой), является основанием для отказа во въезде. Собственно, представитель администрации Мазовецкого воеводства ясно указал на причину, по которой украинца не впустили в Польшу. Пограничники сочли, что заявитель попытался уклониться от осуждения организации, которая в соответствии с законом квалифицируется как преступная.

 

То есть отныне беседа с сотрудниками Польской пограничной службы превратится для украинских гастарбайтеров в относительно несложный, но для некоторых, думаю, довольно мучительный обряд, пусть даже номинального — не сердцем, а только на словах, — но всё же принятия той горькой истины, что национальный герой Украины Степан Бандера является нацистским преступником, а возглавляемые им организации виновны в геноциде поляков. С учётом того обстоятельства, что из более чем миллиона заробитчан, работающих в Польше, большинство — это выходцы из западных Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей Украины, которые считаются родиной украинского национализма, через процедуру отречения придётся проходить самым неисправимым бандеровцам. Исторические Галиция и Волынь, собственно, и стали территорией, на которой развернулась трагедия Волынской резни.

 

Это свидетельствует прежде всего о том, что польские власти совсем не формально подошли к вопросу о дебандерицации соседней страны. В межгосударственных отношениях Варшава взяла курс на жёсткие ограничительные меры для Украины по принципу, который ещё летом прошлого года отлил в бронзе глава МИД Польши Яцек Чапутович: «Наше послание очень чёткое: с Бандерой в Европу вы не войдёте». И принятием антибандеровского закона Польша многократно усилила давление на украинские власти, понуждая тех отказаться от практики героизации тех, кого поляки однозначно считают нацистскими преступниками.

 

Автор вышеупомянутого закона, депутат Польского сейма Томаш Жимковский в интервью украинскому ресурсу Strana.ua недвусмысленно указал на те цели, которые ставит перед собой Варшава на уровне межгосударственных отношений с Украиной: «Проведение маршей, факельных шествий, исторических реконструкций, в которых участвуют украинцы в форме СС, — всё это отдаляет Украину от Запада и делает невозможной интеграцию в западный мир. Мы очень хотим дружить с Украиной, украинцев воспринимаем как своих братьев и дружественный нам народ. Однако нельзя закрывать глаза на пропаганду агрессивной идеологии, в основе которой в том числе призывы к уничтожению поляков, а также других народов».

 

Проще говоря, идеология государства Украина в том виде, в котором она существует сегодня, никак не может сочетаться с евроинтеграционным курсом, а потому, по мнению поляков, должна быть кардинально изменена. И это не просто точка зрения. Варшава будет ставить различные препятствия Киеву на всех европейских площадках, как это уже делает, к примеру, Венгрия, заблокировавшая 9 февраля заседание комиссии Украина — НАТО в Брюсселе.

 

Но это уровень межгосударственных отношений, на котором Украину ожидает ещё много неприятных сюрпризов. Польша демонстрирует, что она не намерена ограничиваться исключительно этими рамками. Она намерена также вести работу с одурманенными бандеровской пропагандой в собственной стране украинскими гражданами. Зная въедливость польских товарищей, могу предположить, что проверка на лояльность польскому государству и законодательству на границе окажется не единственным экзаменом, который придётся проходить украинским заробитчанам.

 

Надо полагать, что на польской территории они будут находиться под пристальным надзором на предмет соответствия их взглядов и настроений официальному подходу властей к преступлениям украинских коллаборационистов. Причём следить за украинцами будут не только и не столько государственные органы, которые просто не обладают достаточным ресурсом для полноценного контроля, сколько рядовые граждане, которые хорошо осведомлены о националистических настроениях на Украине и крайне отрицательно настроены по отношению к ним.

 

Понятно, что для большинства гастарбайтеров эта проблема не принципиальна и они с лёгкостью обложат Бандеру, чтобы получить заветный пропуск в Польшу. Но особенно упёртые, которых попросят очернить святые для них имена, могут заартачиться. В этом случае им придётся сменить направление и искать работу в России, в которой не заставляют отрекаться от собственных героев.

 

Проблема ещё и в том, что, получив разрешение на въезд, по возвращении домой украинец окажется на виду у родственников, соседей, а самое главное — ветеранов АТО, которые сейчас образуют по всей стране группы активистов, отстаивающих незыблемость основ националистической идеологии. И все вышеупомянутые зрители будут знать, что побывавший в Польше прошёл процедуру «очистки», а именно: предал хуле отцов-основателей украинского национального движения. Мне кажется, что означенному гастарбайтеру будет несколько неловко перемещаться по своему городу или родной деревне под тяжёлыми и недружелюбными взглядами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *