Ухудшение отношений Китая и Запада в последние годы привело к тому, что на первые полосы мировых газет регулярно выходит Институт Конфуция (ИК) — инструмент «мягкой силы» Китая, который обвиняют в попрании свободы исследований, а также подозревают в шпионаже. В 2019 году ФБР заявило, что ИК представляют угрозу национальной безопасности и академической свободе, а в августе этого года Госдепартамент США обязал его филиалы предоставлять более детальную информацию о своей деятельности на территории страны.
Обострение напряженности между Пекином и Нью-Дели заставило и власти Индии пристальнее взглянуть на китайские образовательные учреждения, в результате чего работа Института Конфуция на территории страны оказалась под угрозой запрета.
Редакция Telegram-каналов «Индия Сегодня» и «Lu Man: Взгляд на Восток» рассказывают о сети Институтов Конфуция как инструменте «мягкой силы» Поднебесной и о том, почему их деятельность вызвала опасения у властей Индии.
Институты получили свое название в честь известного китайского просветителя и философа Конфуция, который жил с 551 по 479 год до нашей эры. Однако, вопреки распространенному мнению, ИК не имеют никакого отношения к философии конфуцианства.
Это современный инструмент «мягкой силы», целенаправленно созданный для продвижения интересов современного Китая на мировой арене в трёх ключевых областях — политических ценностях Поднебесной, международной политике и культуре.
Подготовка к созданию сети ИК началась в 2002 году. Сами университеты открылись два года спустя: первое учреждение появилось в Узбекистане в июне 2004 года, затем в ноябре того же года был открыт Институт Конфуция в Сеуле (Южная Корея). По данным Би-Би-Си, к концу 2018 года в мире насчитывалось 548 Институтов Конфуция, а также 1193 класса Конфуция, базирующихся в начальных и средних школах.
Быстрому распространению ИК способствует принятый китайскими властями метод соглашений межвузовского сотрудничества. Схема позволяет открывать новые отделения по усмотрению университетов без обременительного процесса заключения межправительственных договоров.
Образовательная сеть непрерывно развивается, причём, согласно исследованиям, у Поднебесной есть достаточно явные предпочтения, где открывать новые отделения. Так, по результатам анализа, чем больше политический дискурс страны расходится с Китаем, тем выше вероятность появления в регионе дополнительных институтов.
Кроме того, согласно исследованию группы американских экспертов, можно выявить связь между количеством ИК в отдельных штатах и их товарооборотом с КНР.
Заявленная миссия Института Конфуция заключается в продвижении китайского языка и культуры на международном уровне. Государственные СМИ КНР утверждают, что ИК «избегает идеологического содержания» и является «мостом дружбы, соединяющим мир с Китаем».
В учредительных документах Института Конфуция говорится, что он «посвящает себя удовлетворению потребностей людей из разных стран и регионов мира, изучающих китайский язык, углублению понимания китайского языка и культуры другими народами, укреплению образовательного и культурного обмена и сотрудничества между Китаем и другими странами, углублению дружественных отношений с другими народами, содействию развитию мультикультурализма и построению гармоничного мира».
Институты Конфуция проводят празднования крупных китайских фестивалей, преподают китайский язык и знакомят с культурой Поднебесной, включая каллиграфию и китайское боевое искусство тайцзицюань. Они также демонстрируют фильмы, которые дают «представление о жизни в Китае», что «способствует региональному сотрудничеству, международному взаимопониманию и культурному обмену».
Пекин начал создавать некоммерческие государственные учреждения с целью продвижения китайского языка и культурных особенностей в зарубежных странах, следуя опыту британского British Council, французского Alliance Francaise и немецкого Goethe Institut. Однако, в отличие от зарубежных аналогов, ИК напрямую связан с китайским правительством: штаб-квартира сети институтов подчинена Министерству образования КНР, а все Институты Конфуция находятся в ведомстве Центра языкового образования и сотрудничества (до лета 2020 года назывался Канцелярией Международного Совета китайского языка — «Ханьбань».
«Ханьбань» — некоммерческая организация, однако в китайских источниках она часто описывается как государственная структура, поскольку ее руководство состоит в основном из действующих министров китайского правительства и должностных лиц КПК.
Важной особенностью также является принцип финансирования: новые филиалы института в зарубежных университетах получают фиксированную помощь от «Ханьбань». В дальнейшем расходы на функционирование проекта разделяются 50/50 между конкретным отделением и китайской стороной. Китайские деньги при этом, хоть и распределяются через Министерство образования КНР, поступают из отдела пропаганды центрального комитета КПК. Университеты, принимающие участие в проекте, должны предоставить офисные помещения в обмен на финансирование сотрудничества из Китая и передать академический контроль за программой Объединенному фронту работ Китая — организации, занимающейся расширением китайской «мягкой силы». Ее «операции влияния» включают пресс-конференции, научные симпозиумы, полностью финансируемые Пекином, а также оплачиваемые поездки представителей интеллигенции и гражданского общества в Китай.
В Индии находится два действующих Института Конфуция: в Нью-Дели — в Университете имени Джавахарлала Неру и в Мумбаи — в Университете Мумбаи. Помимо этих двух центров, 54 школы в Индии подписали договоры об образовательном сотрудничестве с китайскими учебными заведениями, и еще пять университетов преподают китайский язык.
В конце 2018 года китайский министр иностранных дел Ван И предлагал увеличить количество институтов в Индии.
NEW: China’s Wang proposes setting up Confucius Institutes in India. South Block has always been reticent about Confucius Institutes. I report w/ some context @IndianExpress https://t.co/7YWLSeWkVM
— Shubhajit Roy (@ShubhajitRoy) December 22, 2018
Однако в 2019 году индийская Комиссия по университетским грантам обязала местные университеты получать одобрение от центрального правительства, прежде чем организовывать курсы в сотрудничестве с любыми китайскими учреждениями.
В августе 2020 года индийское правительство объявило о необходимости детально изучить деятельность Институтов Конфуция в колледжах по всей стране.
Одновременно с этим китайский язык был исключен из списка иностранных языков, которые могут преподаваться в школах в рамках новой национальной политики Индии в области образования.
Mandarin — Chinese language officially dropped by NEP — National Education Policy#Chinese#languages#NEP2020
‘Chinese’, in NEP’s 2019 languages list, dropped
https://t.co/OL1H4S4np8— Satish Rathod (@Satishrathod100) August 1, 2020
Вопрос подняли после того, как спецслужбы Индии озвучили правительству свои опасения по поводу растущего китайского влияния в сфере высшего образования и культуры. Озабоченность приобрела особое значение после столкновения китайских и индийских войск в долине Галван в Ладакхе, которое привело к гибели 20 индийских солдат.
Реагируя на заявление индийского правительства, представитель посольства Китая господин Хи Ронг призвал Индию относиться к Институтам Конфуция «справедливо» и «избегать политизации» нормального сотрудничества.
China irked India’s rethink on Confucius institutes; Says India «can treat Confucius Institutes and China-India higher education cooperation in an objective and fair manner, avoid politicizing normal cooperation» pic.twitter.com/lZbx0nYzDe
— Sidhant Sibal (@sidhant) August 4, 2020
Институты Конфуция обвинили также в подавлении обсуждения вопросов, которые Пекин считает политически неприемлемыми. В частности, речь идет о запретных «Трех Т» — Тяньаньмэнь, Тибет и Тайвань. Считается, что Институты проводят политику поощрения лояльности посредством найма и даже сбора разведданных и шпионажа за китайскими студентами за рубежом.
The Debate Over Confucius Institutes PART 2.5—Adding Randy Kluver @rkluver @TAMU &; Avery Goldstein @Penn http://t.co/XeZmqHmOs3 #education
— ChinaFile (@ChinaFile) July 23, 2014
Фактически эти опасения привели к тому, что в последние годы многие страны закрыли Институты Конфуция. Министерство обороны США отказалось финансировать какие-либо программы изучения китайского языка в университетах, принимающих Институты Конфуция. Австралия изучает деятельность Институтов Конфуция как проводников иностранного вмешательства, в то время как Швеция в начале этого года закрыла все Институты Конфуция, действовавшие в стране.
Профессор Дибиш Ананд из Вестминстерского университета Лондона, эксперт по политике Китая, отмечает, что ИК никогда не скрывали своих прямых связей с Пекином и Коммунистической Партией Китая:
«Институты Конфуция являются неотъемлемой частью китайской публичной дипломатии, где видимый акцент делается на создании положительного имиджа Китая как доброкачественной цивилизационной державы, в то время как скрытая задача заключается в повышении для иностранных университетов стоимости проведения исследований и/или проведения мероприятий, критикующих китайскую Коммунистическую партию».
После обострения ситуации на границе с Китаем в мае 2020 года и гибели индийских солдат в столкновении на реке Галван правительство Индии резко ограничило возможности китайских инвесторов и бизнесменов на территории страны. Оно продемонстрировало, что Пекин не может оказывать давление, когда это необходимо, а затем продолжать экономические отношения, как будто ничего не произошло.
Big Breaking: India Bannes 59 Chinese App including Tik Tok ,Cam Scanner and many More:
Find List Below: pic.twitter.com/pFXJoy0LcL
— Daily Post Punjabi (@Dailypostpnbi) June 29, 2020
В частности, были заблокированы 59 популярных мобильных приложений китайского производства.
На фоне ухудшения отношений и проверок деятельности Института Конфуция в Индии Times of India (самая распространенная газета Индии на английском языке) опубликовала статью о том, что решение проблемы Институтов Конфуция может заключаться в активизации сотрудничества в области образования и культуры с Тайванем.
Chinese Learning: If Confucius Institutes are a problem, Taiwan Education Centres in India can fill the void https://t.co/pAN53iz68Z
— TOI Opinion &; Blogs (@TOIOpinion) August 6, 2020
Через свои образовательные центры Тайвань уже проводит курсы изучения китайского языка в кампусах Индии. По мнению экспертов Times of India, они могут быть легко расширены, чтобы заменить Институты Конфуция. Издание указывает также на то, что изучать китайскую культуру лучше через Тайвань, так как большая часть культурного наследия была утеряна Китаем во время культурной революции, в то время как в Тайване многие традиции и реликвии сохранились. Кроме того, с тайваньскими образовательными центрами можно не беспокоиться о пропаганде или шпионаже.
Вопрос о замене Институтов Конфуция на тайваньские центры и об изгнании ИК из страны так и не был поднят на официальном уровне, однако статья сама по себе привела к резонансу.
По мере продвижения мирных переговоров между Индией и Китаем и благодаря отсутствию новых инцидентов на границе Нью-Дели снизил градус давления на китайские деловые и культурные проекты внутри страны. Институты Конфуция в Мумбаи и Дели продолжают свою работу, однако находятся под пристальным наблюдением индийских властей.
Министерство образования Индии рассматривает вопрос о том, чтобы сделать обязательным для университетов получение предварительного разрешения правительства до подписания любого меморандума о взаимопонимании с учебными заведениями стран, имеющих общие сухопутные границы с Индией — мера, нацеленная на ограничение образовательного сотрудничества с Китаем.
It would soon be mandatory for Indian universities to obtain prior permission from the government before signing any memorandum of understanding (#MoU) with #educationalinstitutes of countries that share a land border with India.https://t.co/NvA8wdczlN
— Oneindia News (@Oneindia) October 21, 2020
Можно полагать, что Институты Конфуция останутся в прежнем положении как минимум до окончательного завершения вывода войск с проблемного участка Линии Фактического Контроля или до очередного обострения отношений между странами.