Свежие комментарии

  • mark nikitin
    Был большой обман, и размытие информации. 27 ле хлебаем, а сейчас штаты поставили цель уничтожить Россию. А народ ещё...В России хотят принять закон об обязательной вакцинации некоторых граждан
  • Strannik Weid
    Кстати все республики, кроме прибалтов голосовали за. И при чем с большим отрывом от России. На тот момент РСФСР. И р...В России хотят принять закон об обязательной вакцинации некоторых граждан
  • mark nikitin
    Ну что, и я в то время был "За перемены", и мне эта пропиндосовская пропаганда мозги промыла, потому что в ВС тоесть ...В России хотят принять закон об обязательной вакцинации некоторых граждан

В чем секрет долгожительства правительства Кыргызстана?

В чем секрет долгожительства правительства Кыргызстана?

Ежегодный отчёт премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева перед парламентом из-за эпидемии растянулся на всю весну. Депутаты не скупились на критику в адрес правительства, в СМИ стали публиковать «утечки» о скорой отставке. Однако премьер удержался на своём посту.

За последние десять лет в Кыргызстане премьер-министры находились на своей должности год - полтора. М. Абылгазиев держится уже больше двух лет, что делает его своеобразным долгожителем на этом посту. Даже несмотря на то, что каждые полгода активно поднимается тема о возможной отставке.

Последний отчёт правительства перед депутатами приковал особое внимание. Ведь на страну свалилась пандемия коронавируса, а ошибки при введении жестких карантинных мер были у всех перед глазами. Однако сам отчёт был принят. При этом и за прошлый год результаты работы Кабинета министров были спорными.

Один из депутатов парламента Исхак Масалиев предложил признать отчёт правительства неудовлетворительным, однако, кроме него, никто не стал голосовать против. В этих условиях политик, отметив неспособность парламента контролировать вопросы антикризисной программы, добровольно сложил свои полномочия.

В интервью «Ритму Евразии» экс-депутат прокомментировал, почему он остался в меньшинстве.

– Исхак Абсаматович, почему вы внесли предложение о признании неудовлетворительным отчёт правительства?

– Потому что правительство не справилось со своими обязанностями в прошлом году. Даже по представленным им самим отчёту, по утвержденному плану действий они выполнили свои мероприятия за 2019 год только на 88%. По налогам и сборам 4 млрд сомов (около $52 млн) недобор.

– Почему тогда другие депутаты не поддержали ваше предложение?

– У них спросить, наверное, надо. Некоторые любят и обожают это правительство, а правительство в ответ назвало их лидерами нации. Каждый депутат голосует, исходя из собственных соображений. Кто-то боится, кто-то уважает, кто-то любит, кто-то ещё что-то… причин много.

Политический спектакль

Политолог из Бишкека Денис Бердаков прокомментировал причины, по которым, несмотря на критику, депутаты благосклонно приняли отчёт Абылгазиева.

– Денис Михайлович, по каким соображениям депутаты предпочли вынести правительству вотум доверия? Ведь всю весну от них звучало много критики.

– Вся ситуация с ежегодными отчётами премьер-министра уже давно в реалиях Кыргызстана превратилась в спектакль. Мы, конечно, говорим, что у нас парламентская республика по Конституции, но на практике это не совсем так в классическом понимании.

Да, у нас Жогорку Кенеш – это место для дискуссий и споров. И самое главное, парламент – это место, где ключевые элиты со всего Кыргызстана определяют своё взаимодействие и делят сферы влияния. Однако ЖК это не то место, где условная некая оппозиция и условные провластные силы в лице нескольких партий пытаются получить голоса избирателей. Этого абсолютно нет.

В целом в парламенте есть консенсус всего по нескольким вещам, но они – ключевые. Первое, есть признанные элиты, и они делят все финансовые потоки и определяют всю значимую политику. Поэтому назначение премьера за последние 10 лет, когда мы жили в условно парламентской республике, это была лишь возможность для президента сменить премьер-министра в коалиции с теми или иными партиями в ЖК.

Если же президент не хочет менять премьера, всё превращается в политическую говорильню и сводится к громким высказываниям. Как итог, потом мы смотрим на результаты голосования: оппозиционные депутаты голосуют за премьер-министра, хотя полчаса назад поливали его последними словами. Это такой политический спектакль. Местами интересный, но, по-моему, уже довольно всем поднадоевший.

Не потому что спектакль плохой, он как раз сыгранный искренне, с чувствами, т. к. всегда есть куча личных противоречий, но по факту мы живём в президентской системе.

Долголетие нынешнего премьер-министра определяется двумя ключевыми факторами – поддержкой президента Сооронбая Жээнбекова и мнением коалиции, в которую входят ключевые политические группы элит (условно говоря, партии). Вот, собственно, секрет политического долгожительства Мухаммедкалыя Абылгазиева.

Я оцениваю нынешнюю ситуацию все же как положительное явление. Всё-таки когда премьер меняется каждые 1-1,5 года, это сильнейший управленческий минус. Председатель правительства должен сидеть на своей должности как минимум три-четыре года. Чтобы за один президентский срок (шесть лет) было два, максимум три премьера, а лучше вообще один. Чтобы все чётко понимали свои функции и была координация всех политических сил с учётом накапливаемого опыта.

Самое негативное даже не то, что премьер может быть хорошим или плохим, а то, что во время частых отставок они уходят с полной сменой команды внутри правительства. Стоит ли ждать отставки Абылгазиева? До парламентских выборов этой осенью, думаю, что нет. После выборов – да, скорее всего, мы получим новую коалицию и нового премьера.

Хорошая работа

Другой политолог из Кыргызстана Эдиль Осмонбетов полагает, что, несмотря на критику, правительство М. Абылгазиева в целом неплохо поработало и поэтому удержалось на своем месте.

– Нынешний премьер-министр со своим кабинетом работает по времени дольше предшественников, – говорит Э. Осмонбетов. – Состав министров менялся в зависимости от задач и недостатков, которые были выявлены в их работе за прошедшие два года. Я думаю, это правительство, если можно так сказать, технически работает грамотно, потому у него, безусловно, есть успехи.

Это внедрение таких проектов, о которых раньше много говорилось, но до реализации дело так и не дошло. В первую очередь успешная реализация проекта «Безопасный город». Во-вторых, это касается такого важного пункта, как введение системы по сокращению дефицита государственного бюджета. При нынешнем кабинете дефицит сокращён до 10 млрд сомов, а раньше был 20 млрд.

Сейчас на результаты, конечно, оказывает влияние пандемия, но она влияет на устойчивость всех правительств в мире. Я думаю, большую роль играет то, что правительство – коалиционное, оно представлено всеми парламентскими партиями. Соответственно, взаимодействие между президентом, кабмином и Жогорку Кенешом и даёт такой результат.

– Но ведь депутаты много критиковали премьер-министра, почему же они не стали отправлять его в отставку?

– Для того чтобы менять правительство или его политику, необходимо, чтобы у оппозиции и всех тех, кто критически настроен, была своя альтернативная программа развития, а её нет. Поэтому у нас нет и оппозиции в полном смысле этого слова. Потому что люди, которые только критикуют совершившиеся действия, а не предлагают альтернативу, это не оппозиция. В мировой практике, взять, например, европейские страны, то там чётко представлена иная схема: если ты критикуешь какое-то решение действующего правительства, ты должен предлагать альтернативу этим действиям.

Поскольку в Кыргызстане такое не происходит, только из-за критики вопрос отставок не будет решаться.

– А если взять непопулярные карантинные меры, то нынешний кабмин справляется с последствиями распространения коронавируса?

– В масштабе стран Центральной Азии и СНГ, частично и в мировом масштабе, я думаю, что да, работает нормально. В нашем регионе Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан помогают друг другу в период пандемии, взаимодействуют между собой.

Например, в трех странах ввели схожий срок карантина, также ввели чрезвычайное положение и одновременно его отменили. Налицо процесс синхронизации действий, которые влияют на преодоление опасности. По мировым рейтингам (в том числе американским), по индексу тех, кто находился дома на самоизоляции, мы довольно успешно держали этот карантин.

Поэтому и положительные результаты налицо, в отличии, например, от соседей из Таджикистана, которые долгое время отрицали наличие у них коронавируса, а за две недели по числу заразившихся опередили соседние страны.

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх