Что такое анафема и мог ли Варфоломей снять ее с Филарета?

Что такое анафема и мог ли Варфоломей снять ее с Филарета?

Проходивший  в Стамбуле Синод Вселенского патриархата, вопреки опасениям одних и надеждам других,  выдал несколько неожиданное решение – вместо предоставления Украине права на автокефалию (томоса), он вдруг взял, да и снял анафему с самозваного «предстоятеля»  считающейся во всем православном мире неканонической Украинской церкви Михаила Денисенко (Филарета). Что это вообще означает?

 

Для правильного понимания происходящего, необходимо, прежде всего, четко понимать для себя значение термина «анафема», в просторечии часто именуемого «церковным проклятием». На самом деле это вовсе не так. Православная Церковь вообще не проклинает. Никого и никогда. Анафемствование, по православным канонам – это лишь высшая форма исторжения из лона церкви того, кто совершил против нее особо тяжкие прегрешения. Фактически «составами преступления», за которые человек может быть ему подвергнут, являются два: ересь и раскол. В некоторых Духовных регламентах встречались в свое время и более широкие толкования, вроде  такого:  «презрение к церкви и безбожие, явное ругательство и посмеяние закона божьего».

 

Самое страшное в  анафеме, это полное отлучение от наиболее важных  для верующего  человека  вещей – церковных таинств и обрядов, а также общей молитвы в храме.

Более того – ни отпет, ни похоронен по-христиански анафемствованный быть не может, его нельзя поминать в храме, молиться за него. Духовное наказание «в связи со смертью осужденного» своей силы не утрачивает. Но это – для мирян… Священники же, которых постигла эта кара, фактически, перестают быть таковыми. Все остальные служители божьи не могут общаться с ними ни под каким видом (как впрочем, и с любым человеком, преданным анафеме).

 

Столь тяжкое наказание не применяется абы кем, когда и как. Прежде всего, настоящая анафема (в отличие от так называемого «малого отлучения») может быть провозглашена лишь Патриархом – по решению церковного суда и с утверждением архиерейского собора. Более того, это – так сказать «высшая мера» церковного наказания, применяемая в наши дни лишь после нескольких попыток увещевания и строгих предупреждений. Кстати говоря, с Денисенко-«Филаретом» именно так и было.

 

Для лучшего понимания того, что такое анафема, стоит вспомнить, в отношении кого она применялась русской православной Церковью – с седой старины и до времен нынешних. Не будем перечислять подробно и поименно всех, остановимся лишь на личностях, наиболее «выдающихся». Анафеме был предан в XVII веке монах Григорий Отрепьев – как самозванец Лжедмитрий I. В вину ему, как и подвергнутому той же каре век спустя Ивану Мазепе ставилось не только нарушение церковных клятв, а и переход на сторону вторгшихся на русскую землю чужеземных оккупантов, врагов Православия (в первом случае – поляков, во втором – шведов). 

 

Та же участь постигла и вождей «крестьянских восстаний», а, по сути дела – авторов попыток устроить в Российской Империи государственный переворот, вылившихся, фактически в локальную гражданскую войну, сопровождавшуюся массовым грабежом, убийствами и прочими зверствами. Речь о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. С последнего, впрочем, анафема перед самой казнью была снята — успел покаяться.  Крови на руках этих «народных печальников» было море, в том числе – и священнослужителей, так, что причина более, чем понятна. Кстати, интересная деталь – после упомянутых бунтов, казаков, бывших их основной «движущей силой», стали в обязательном порядке приводить к Крестному целованию на верность Государю. Бунты прекратились навеки…

 

Анафема, кстати говоря, может быть вовсе не именной и применяться не в отношении одного конкретного человека. После Октябрьской революции возглавлявший в это смутное время Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Тихон дважды провозглашал ее «творящим беззакония и гонителям веры и Церкви Православной» — в 1918 и 1922 годах. Уже в совсем недавнем прошлом – в 1994 году «групповой анафемы» «удостоились» от Архиерейского Собора РПЦ сектанты, язычники, последователи всяческих эзотерических псевдоучений,  и тому подобного отдающего серой «мэйнстрима», полезшие в дурные «перестроечные» годы, подобно, тараканам из всех щелей.

 

А вот «анафема Льва Толстого» — это миф, упорно кочующий в веках и упорно не поддающийся искоренению.  В отношении классика русской литературы никакой анафемы не было! А что было? Определение  Святейшего Синода РПЦ, в котором говорилось, что «граф Толстой, являющийся лжеучителем, проповедующим ниспровержение … самой сущности веры христианской, сам отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной, посему она   не считает его своим членом и не может считать — доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Знаете, как ответил на это Толстой? Письмом, в котором, в частности, было сказано: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей!» Это какая-то, право слово, самоанафема получается…

 

Вернемся, впрочем, к господину Денисенко, «победе» которого нынче рукоплещет вся «патриотическая» Украина с самим президентом Порошенко во главе. Его-то – за что? Текст решения Архиерейского Собора РПЦ  от 1997 года общедоступен. Читаем: «Монах Филарет (Денисенко), лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 года, предупрежденный Архиерейским Собором 1994 года о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован,  продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии.  Не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

 

Предельно конкретно и ясно, не правда ли? Рукоположен в сан Денисенко был как служитель Русской Православной Церкви, от которой попросту решил отколоться с объявлением «незалежности» в Киеве. Отсюда и все остальное. Теперь касательно отмены этого «приговора» вселенским патриархом Варфоломеем…  Анафема действительно может быть снята! Но не в этом случае и не так. Не вдаваясь в канонические тонкости, остановимся на двух наиглавнейших моментах.

 

Прежде всего, отменить тягчайшее церковное наказание «яко не бывшее» может лишь тот орган, который его наложил. И при чем тут Варфоломей, имеющий к отлучению Денисенко примерно такое же отношение, как нынешний президент России ко второй поправке к Конституции США? Однако, даже и это – не главное. Самое важное – анафема может быть снята лишь после полного, искреннего и открытого покаяния подвергнутого ей! И обращение об этом, кстати, тоже должно последовать с его стороны к органу, наложившему наказание. Основным же условием  принятия положительного решения может быть, по канонам,  лишь «отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви»! И вот уж это – точно не про Денисенко, делающего все возможное и невозможное для того, чтобы развязать на Украине религиозную войну.

 

По сути дела, действия Варфоломея, самочинно снявшего не им наложенное наказание, и, более того – объявившего Украину «канонической территорией Вселенского патриархата», являются ничем иным, как самым настоящим церковным рейдерством. И реакция Русской Православной Церкви, устами своих спикеров уже назвавшей происшедшее «беспрецедентным антиканоническим действием», посягающим на сами основы православия и пообещавшей Вселенскому патриархату «самый решительный и жесткий ответ», вполне закономерна. К беззаконию, творимому лидерами государств и главами правительств мир, увы,  успел привыкнуть. Но вот церковные «иерархи», для которых нет ничего святого – это, пожалуй, уже слишком…

 

Александр Неукропный специально для Planet Today 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *