Сооружение прибайкальских ГЭС Монголия не форсирует. Но и не отменяет

Сооружение прибайкальских ГЭС Монголия не форсирует. Но и не отменяет
Сооружение прибайкальских ГЭС Монголия не форсирует. Но и не отменяет

Вроде бы актуальность прибайкальских ГЭС в Монголии во втором полугодии текущего года на официальном уровне «приглушена». Но Улан-Батор по-прежнему медлит с комплексной оценкой экологического воздействия тех ГЭС на Байкальский бассейн. Больше того, недавний визит Владимира Путина в Монголию вызвал у части тамошнего экспертного и медиасообществ некие сожаления, что монгольские власти, дескать, не настаивали на необходимости реализации тех проектов…

Скажем, правительственная Засгийн газрын мэдээ в середине сентября отмечала, что «Монголия получает немалые выгоды от этого визита, связанные с возможностью получить кредит в сумме 100 млрд. рублей и построить электростанцию в 5000 МВт в Шивээ Овоо». Этот объект позволит минимум на четверть восполнить дефицит электроэнергии в стране и станет самым крупным энергообъектом Монголии.

В то же время иностранный сайт улан-баторского телевидения (Eagle) отмечает, что руководители Монголии не смогли обсудить с главой РФ стратегические вопросы ГЭС-проектов в сегменте монгольской части бассейна Селенги, впадающей с юга в Байкал. «Можно сказать, что у нашей страны, которая зависит от поставок горючего и энергии РФ, были возможности обсудить стратегические важные вопросы и достигнуть договоренности с взаимной выгодой», – отмечено на сайте.

Здесь сетуют на то, что «во время визита не был обсужден вопрос о проектах ГЭС «Эгийн-Гол» и «Шурэн». Значит, мы останемся зависимыми от поставки электроэнергии от северного соседа».

Сооружение прибайкальских ГЭС Монголия не форсирует. Но и не отменяет

В свою очередь, портал Shuud.mn в своем комментарии тоже отметил, что означенные проекты остались за скобками переговоров. Характерен претенциозный заголовок  «Понятный ответ на вопрос, который не был задан Владимиру Путину». «Владимир Путин обещал помочь в увеличении мощности тепловой электростанции и заявил, что РФ останется надежным поставщиком электроэнергии, – говорится в комментарии. – Всё понятно: значит, в ближайшее время не будет обсуждаться проект ГЭС на государственном уровне».

Итак, экспертно-медийное сообщество Монголии сетует на отсутствие прогресса в строительстве ГЭС, но почему-то (интересно почему?) считает нормальным тот факт, что с монгольской стороны поныне нет объективной оценки экологического воздействия проектов, которая, напомним, должна быть двусторонней. Улан_Батор под разными предлогами отодвигает сроки представления своей части данной оценки.

В первой декаде августа в Екатеринбурге состоялось 15-е заседание монголо-российской комиссии по охране и использованию трансграничных вод. Обсуждение ГЭС-проектов было, образно говоря, «половинчатым». Как уточнил прессе Г. Ёндонгомб, докладчик по этому вопросу с монгольской стороны, «он был рассмотрен среди прочего…». Далее последовало уклончивое уточнение: «Для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым (всё же с планируемым…Ред.) строительством гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенга, была создана совместная рабочая группа. Поэтому, как справедливо было отмечено российской стороной, совещание уполномоченных правительства РФ и правительства Монголии по выполнению соглашения о трансграничных водах не имеет полномочия принимать какие-либо решения, и мой доклад был чисто информационного характера».

Прискорбно, но судя по всему, российская сторона тоже не спешит с жесткими требованиями к монгольским партнерам. Вероятно, кое-кого вводит в заблуждение некоторый спад официальной пропагандистской активности монгольских властей в плане строительства ГЭС. Но повторим: эти проекты по-прежнему планируются. А с экологической экспертизой Улан-Батор, как уже сказано выше, не торопится.

Упомянутый выше монгольский эксперт уточнил: «По проектам ГЭС Шурэн и Орхон-Гоби монгольская сторона утвердила окончательное техзадание по региональной экологической оценке (РЭО), в котором было учтено 400 отзывов от заинтересованных сторон и 200 комментариев от Министерства природных ресурсов и экологии РФ».

Но монгольская сторона планировала «окончательно» представить соответствующие параметры ещё к лету текущего года. Так что ситуация снова пролонгируется. Ряд отечественных экспертов сходятся в этой связи во мнении, что в Улан-Баторе ожидают долгосрочных скидок с цен на поставляемую из РФ электроэнергию и быстрого роста ее объемов. И/или – льготных условий российского кредитования по реализации упомянутого проекта теплоэлектростанции в Шивээ Овоо. Если же всего этого не случится, тогда активность по прибайкальским ГЭС-проектам наверняка усилится.

Такой прогноз косвенно подтверждается нижеследующими уточнениями того же монгольского эксперта: «Ожидается объявление тендера и выбор компании на проведение РЭО в третьем квартале этого года (теперь уже в третьем квартале, но и это срок нарушен. – Ред.). В ТЗ включили решения и рекомендации межправительственной комиссии, Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы. Таким образом, обеспечены условия участия российских экспертов и проект ГЭС Эгийн гол рассматривается в оценке кумулятивных воздействий».

Словом, означенные проекты планируются, а вот предъявление окончательной, притом объективной экологической оценки тех проектов продолжает затягиваться. Впрочем, Г. Ёндонгомб поясняет, по крайней мере, временной коридор соответствующего срока: «Согласно решениям 41-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, монгольская сторона разработала техническое задание на исследование воздействия ГЭС Эгийн-Гол на биологическое разнообразие реки Селенги и озера Байкал, по которому начато исследование в июне. Его проводит французская компания «ВРЛ Инженеринг» совместно с монгольскими компаниями. В этой работе участвуют эксперты из России. Предварительно могу сказать, что вышеназванные исследовательские работы закончатся примерно через 15-24 месяца».

Иначе говоря, проекты разработаны лет 10 тому назад, но только в июне 2019-го было представлено для исследования монгольское экологическое техзадание по этим проектам. Да и сроки изучения техзадания явно не форсируются. И не факт, что эти сроки будут соблюдены.

Тем временем Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, по данным эксперта-эколога Георгия Борисова, держит на контроле, можно сказать, всю экологическую ситуацию в Байкальском бассейне. Как отмечает эксперт в «Восточно-Сибирской правде» (Иркутск, 3 сентября с. г.), эта структура «справедливо высказывает опасения касательно нескольких проблем, которые угрожают Байкалу. Прежде всего, это отсутствие детального плана ликвидации накопленного загрязнения Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (невдалеке от Иркутска. – Ред.), ситуация с региональной экологической оценкой проектов ГЭС в монгольской части бассейна Селенги».

А пока суд да дело, монгольские власти в середине сентября выделили 28 тыс. га в западной Монголии (отдалённой от бассейна Селенги) для строительства крупной Эрдэнэбурэнской ГЭС (100 МВт). Её планируют завершить за 4 года. Инвестиции здесь составляют 288 млн. долл., 90% из них – это льготный госкредит Китая. Станция позволит почти полностью покрыть дефицит электроэнергии в этом регионе страны.

Здесь просматриваются два вариантных прогноза: либо Улан-Батор «косвенно» предупреждает Москву о неизбежности создания прибайкальских ГЭС. Либо  это намёк на готовность отдалить на неопределенный срок их создание в обмен на увеличенные, притом долговременные поставки из РФ электроэнергии по низким ценам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *