В Китае уже начали сортировать людей как мусор: болевшие — сюда, не болевшие — туда, благонамеренные — к белым, протестующие — к чёрным, дружишь с безработным — значит, и сам таким станешь, служишь олигарху — молодец, вот тебе беспроцентный кредит.
Рейтинг высокий — твоим детям можно учиться, рейтинг низкий — и незачем им.
В Европе еще только примериваются — но уже с интересом.
У нас — процесс уже пошёл.
Это будет называться «социальный рейтинг».
Кстати, самое смешное в этом будет то, что «социально ответственные граждане», которые прям с самого начала пандемии успели закупиться масками-респираторами-перчатками-противочумными костюмами-санитайзерами, забаррикадироваться, и из-за своих баррикад строго поучавшие окружающих, в этом социальном рейтинге могут оказаться на самом дне: без права покупки билетов на самолет, без кредитов, без контактов: они не будут иметь антител, и, значит, контакты с ними, не болевшими, — опасны.
Впрочем, больным тоже не позавидуешь. И не только потому, что болеть тяжело и страшно.
А еще и потому, что вас может ожидать после обращения в поликлинику по поводу любого ОРВИ по состоянию на май 2020 года.
К вам придет врач из поликлиники и выпишет лист нетрудоспособности (ЛН). Его на руки не дадут. Вам будет запрещено две недели выходить из квартиры, ваше лицо будет включено в городские системы слежения, и изъять потом ваше лицо из базы будет невозможно. Потому что сроков автоматического окончания слежения нет — до тех пор, пока система не решит, что за вами можно перестать следить. А уж решит ли она — Бог весть.
Вы попадете под «Социальный мониторинг» — программу для телефона, которая также будет за вами следить, а если вы ее не сможете установить, или она будет «падать», система будет штрафовать вас, всякий день, пока вы не установите или не наладите ее работу. Никаких предупреждений — автоматический штраф, по установившейся практике — 4 тыс.
Если ваше состояние потребует госпитализации — система решит, что вы покинули помещение и оштрафует вас. Доказывать, что вы были госпитализированы, будете потом в суде (для этого нужно получить все постановления о штрафах, а вы не сможете выходить из дома — см. выше).
После госпитализации (даже если вы провели в больнице один день) все обнуляется — и снова две недели не выходить из дома, и так далее. Адрес, который вы указали, заболев — сменить будет практически невозможно. Если по этому адресу случилась авария (например, вы остались без воды или канализации), вам придется оставаться на месте до окончания слежения за вами. В противном случае — репрессивные меры (см. выше).
А так да, конечно, давайте еще раз поговорим про то, что «социальный рейтинг» — это даже и неплохо.
И что не болевшие или заболевшие, или те, кому за 60, или замеченные на каких-то провуправительственных митингах — и не заслуживают ничего хорошего. Кстати, а цвет кожи, интересно, сразу учитывать начнут? И знаете, почему мы всё это молча терпим? Я вам отвечу. Потому что каждый из нас давно уже приучен жить по принципу «пусть я — не сегодня»!
Нас давно уже сделали трусами и конформистами, нам комфорт уже давно заменил счастье, и если быть подопытными кроликами людям комфортнее, чем сопротивляться — что ж, фактически все согласились быть кроликами.
Впрочем, ничто не ново под луной. Человечество это уже проходило. В Освенциме уже были нашивки на робу — разные, и современное европейское начальство это сильно осуждает, как и наше, но, в принципе, это и был «социальный рейтинг». Красный круг на спине — склонен к побегу, стрелять без предупреждения; жёлтая заезда — еврей, белая повязка на рукаве — покамест нужный раб. Я не стану сейчас продолжать тему концлагеря, просто хочу, чтоб каждый из нас присмотрелся к своим «белым одеждам»: хотя бы для того, чтоб внимательнее рассмотреть метку, которая на ней «нашита».
Ирина Павлова, кинокритик
*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции