Носителями не только «религиозной истины», но и коронавируса стали отдельные представители 80-миллионной армии последователей международного религиозного движения «Таблиги Джамаат» (запрещена в РФ), съехавшиеся со всего мира в марте текущего года в Пакистан и Индию на ежегодный всемирный съезд организации – иджтиму (Ijtema). Информация эта так и не вышла бы за пределы новостных лент стран Южной Азии, если бы в числе фигурантов дела не оказались делегаты от Киргизстана, названные Министерством внутренних дел Индии наряду с представителями из Индонезии, Малайзии, Таиланда, Непала, Мьянмы, Бангладеш и Шри-Ланки «самыми преданными» адептами организации. Этот факт отлично коррелирует с тем обстоятельством, что Таблиги Джамаат признан экстремистской организацией всеми странами-участниками ШОС и ОДКБ, кроме Киргизии.
Иджтима – конференция членов «Таблиги Джамаата» – второе по значимости событие после хаджа в жизни любого таблиговца. Она ежегодно проходит в трех основных точках полуострова Индостан – в окрестностях Дакки (Бангладеш), в Райвинде (Пакистан) и в Дели (Индия), ежегодно собирая миллионы исламских миссионеров, вырабатывающих стратегию возвращения нетвердых в вере мусульман в лоно ислама, а заодно повышающих свой «профессиональный» статус даваатчи (исламских проповедников).
После встреч с авторитетными шейхами и коллективных молитв участники мероприятия разъезжаются по свету с даваатом – проповедью и призывом в ислам. Ведь целью движения, по словам французского специалиста по исламу М. Габорие, является не что иное, как «планомерный захват мира средствами (духовного. – Авт.) джихада» и неустанной борьбы за души.
Такой порядок организации миссионерской жизни таблиговцев существовал на протяжении 75 лет – с момента проведения в 1945 году в Бангладеш первой иджтимы, пока свои коррективы в деятельность организации не внесла пандемия COVID–19. Последняя вскрыла не только множество подводных камней в деятельности религиозного течения, но и огромную брешь в системе религиозной безопасности Киргизии, через которую ежегодно циркулируют тысячи переформатированных на пакистанский манер киргизстанцев.
11 марта, когда в Пакистане уже были зафиксированы первые случаи заболевания коронавирусом, на ежегодную пятидневную иджтиму в город Райвинд в пригороде Лахора съехались около 250 тысяч таблиговцев, планировавших после мероприятия разъехаться по Пакистану и сопредельным странам на трехдневный, сорокадневный или четырехмесячный давааты.
В течение трех дней, несмотря на настоятельные требования властей о дистанцировании, участники из десятков стран совершали коллективные молитвы, ели и спали в тесных палатках, пока организаторы все-таки не приняли решение свернуть мероприятие. Правда, сделали они это не по причине разгара пандемии, а «из-за дождливой погоды». Совсем отменить съезд, заявил популярный проповедник исламского телевидения и член «Таблиги Джамаата» Тарик Джамиль (Tariq Jameel), старейшины организации не посчитали нужным в связи с тем, что некоторые участники иджтимы прибыли в Пакистан задолго до ее начала, а большинство заранее приобрело билеты.
В числе делегатов, кстати сказать, были и граждане Киргизии. Точное их количество по объективным причинам назвать невозможно – никто из них не проходил регистрацию в Госкомиссии по делам религий и муфтияте и на консульский учет в Пакистане не вставал. Имеется лишь официальная информация о семи киргизстанцах – участниках иджтимы в Райвинде, у которых был обнаружен COVID–19. Один из них скончался в больнице Лахора, другой какое-то время прятался в пакистанской мечети, руководство которой знало о том, что скрывающийся заражен, однако не предпринимало никаких мер.
Аналогичным образом ситуация складывалась и в Индии – родине даваатизма, куда киргизские даваатчи едут с большим энтузиазмом, чем в введший с 2002 года более строгий визовый режим Пакистан. В начале марта индийским властям удалось прекратить работу иджтимы, проходившей в сердце «Таблиги Джамаата» – его международной штаб-квартире – мечети Низамуддин Марказ в Южном Дели. Тем не менее за 22 дня съезда, вопреки официальному запрету, мероприятие успели посетить более 9 тысяч миссионеров, в том числе 966 участников из зарубежных стран.
Согласно данным информационного агентства Южной Азии ANI, Средне-Азиатский регион представляли 77 граждан Киргизстана и 14 – Казахстана, часть которых в двадцатых числах марта успела разбежаться по всей Индии в попытках скрыться от официальных властей, организовавших рейды для выявления всех участников делийской иджтимы после того, как десятки проживавших в мечети Низамуддин Марказ человек дали положительный результат на коронавирус.
С 21 по 31 марта полиции Индии удалось задержать 36 киргизстанцев, скрывавшихся в мечетях и арендованных квартирах. По данным отдела полиции Дели по борьбе с преступностью, укрыться гостям съезда помогло руководство «Таблиги Джамаата», направившее в начале поисковой операции во все таблиговские мечети и медресе страны распоряжение спрятать беглецов. Спустя неделю лидеры движения объявят COVID–19 «божественным наказанием за нежелание вести исламский образ жизни» и заверят в том, что «только Аллах решает, кому заболеть COVID–19, а кому излечиться».
Причиной проявленного таблиговцами попустительства и пренебрежения глобальной угрозой, повлекших за собой всплеск заболеваемости (согласно официальным данным, на долю участников делийской и райвиндской иджтимы к концу апреля пришлось 30% случаев заражения коронавирусом в странах Южной Азии) многие эксперты назвали «регрессивность взглядов» духовенства организации.
Однако, как выяснилось в ходе проведенного в рамках рейда расследования, за навязчиво демонстрируемым фатализмом таилось еще и намерение организаторов и участников съездов «Таблиги Джамаата» скрыть многочисленные эпизоды нарушения закона страны-пребывания – ведения иностранными, в том числе киргизскими, гражданами даваата по туристическим, а не миссионерским визам. Данное обстоятельство можно было бы списать на сложность бюрократических процедур, если бы пакеты документов для оформления этих двух типов виз не отличались одной единственной деталью – приглашением от зарегистрированной в Индии религиозной организации с указанием желаемого срока и цели пребывания.
Европейское издание Modern Diplomacy расценило означенную новость как еще одно доказательство действий таблиговских миссионеров в «серых зонах» и оправдания себя в качестве «вестибюля фундаментализма», через который, согласно данным французской разведки, проходит 80% исламистских экстремистов. Пакистанский эксперт по безопасности и борьбе с терроризмом Фархан Захид, автор аналитического доклада «Таблиги Джамаат и его связи с терроризмом», предпочел другой, не менее красноречивый эпитет – «питомник террористов», назвав съезды организации – иджтимы «возможностью радикальных элементов со всего мира встречаться, обсуждать и координировать насильственные действия».
В Духовном управлении мусульман и Государственной комиссии по делам религии Киргизии о многолетней практике выезда киргизстанцев на даваат в страны Индийского субконтинента по туристическим визам знают, однако ничего предосудительного в этом не видят, считая такого рода действия «правом любого гражданина». На это же право компетентные лица предпочитают ссылаться, когда речь заходит об использовании подобных туристических туров для незаконного получения религиозного образования за рубежом, финансируемого из неизвестных частных фондов.
Из всех стран, предлагающих исламское образование в таблиговском ключе, киргизстанцы предпочитают самый отсталый в Азии, претендующий на звание центра религиозного экстремизма Бангладеш. Согласно данным исследования, проведенного специалистами НПО «Булан институт», наибольшее количество «студентов» из Киргизии стекается в центр бангладешского отделения «Таблиги Джамаата», расположенный в районе Какраил города Дакка. «Киргизы съезжаются туда семьями, – говорится в докладе, – многие специально берут детей, чтобы затем оставить их там для получения религиозного образования». Через 12 лет – именно таков максимальный срок обучения в таблиговских медресе – они, так же как и их странствующие родители, вольются в костяк постоянно растущей армии поклонников даваата, волоча за собой «багаж» религиозных идей, не имеющих ничего общего с прогрессом и противоречащих киргизскому менталитету и традициям, а зачастую и гуманистическим принципам общечеловеческой культуры.
В текущем году, согласно «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014–2020 годы», учет граждан Киргизии, получающих религиозное образование за рубежом, должен был быть полностью взят под государственный контроль. Пока же этого не произошло, служители религиозного культа продолжают настаивать на безобидности экспортируемой из Южной Азии религиозной идеологии. «Может сложиться впечатление, что за рубежом люди сразу же попадают под влияние неправильных течений, – попытался оправдаться в интервью Радио Азаттык заведующий отделом даваата при ДУМК Киргизстана Билалидин ажы Сайпиев. – Но побывавших в Индии, Пакистане и Бангладеш я знаю как опытных даваатчи».
Признать обратное служителю религиозного культа не позволила бы профессиональная этика, ведь многие сотрудники ДУМКа – муфтий мусульман Киргизстана Максатбек ажы Токтомушев, отдельные члены Совета улемов муфтията и казы (исламский судья) города Бишкека Садриддин ажы Маджитов – получили религиозное образование в официально незарегистрированных пакистанских таблиговских медресе, отправившись когда-то по туристической визе в качестве даваатчи в страну с репутацией «рассадника мирового экстремизма».