Год Зеленского: «витринные» реформы и системные провалы

Год Зеленского: «витринные» реформы и системные провалы
Год Зеленского: «витринные» реформы и системные провалы

3 мая 2019 г. в издании Верховной рады газете «Голос Украины» и газете Кабинета министров «Правительственный курьер» была официально размещена информация о победителе президентских выборов, второй тур которых состоялся 22 апреля. Шестым президентом Украины стал актер комедийного жанра Владимир Зеленский, получивший 73,22% голосов (13,5 млн голосов избирателей – втрое больше, чем его оппонент предыдущий президент Петр Порошенко (4,5 млн голосов, или 24,45%).

Спустя три месяца в стране состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых пропрезидентская партия «Слуга народа» получила 43,16%, получив 254 мандата. Результат для украинской истории беспрецедентный. Впервые одна партия получила право самостоятельно сформировать правительство.

Казалось бы, президент с таким уровнем доверия, с такой мощнейшей поддержкой парламента (Порошенко все свои неудачи, как правило, оправдывал противодействием оппозиционно настроенной Рады) просто обречен на то, чтобы совершить в стране тектонические сдвиги. Однако с самого начала «что-то пошло не так»…

Обещания и впрямь были вселенского масштаба. Зеленский обещал первым делом инициировать законопроект «О народовластии» и закрепить в нем «механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии».

Кроме этого, он анонсировал законопроекты о снятии неприкосновенности с президента Украины, народных депутатов и судей, об импичменте президента, об отзыве народного депутата. Он также обещал покончить с прогулами и «кнопкодавством» в Раде, создать «профессиональную армию» с зарплатой военнослужащих на уровне натовских стандартов.

Он обещал сделать так, чтобы страна не только перешла на обеспечение своих потребностей за счет собственных энергетических ресурсов, но и стала со временем их экспортером на европейский рынок. Обещал, что подозреваемые в коррупции не будут выходить под залог, а у осужденных за коррупцию будут конфисковывать имущество и будут запрещать им пожизненно занимать государственные должности. Обличителям коррупции Зеленский обещал материальное поощрение.

Среди его обещаний также – современное оборудование в больницах и школах и переход к страховой медицине (базовый уровень страхования для малообеспеченных слоев населения должно обеспечивать государство), восстановление программы молодежного жилищного кредитования, год льготного налогообложения для молодых предпринимателей, накопительная пенсионная система, строительство дорог по европейским стандартам.

Разумеется, обещал Зеленский (ну не мог не обещать – это идет первым пунктом в программе любого кандидата) завершить войну в Донбассе, вернуть «временно оккупированные территории» и «заставить агрессора возместить нанесенный ущерб перед гарантами по Будапештскому меморандуму и партнерами из ЕС».

Правда, по большинству пунктов Зеленский предусмотрительно не уточнял, как именно он собирается это сделать. Очевидно, что все это был чистой воды популизм, который и помог ему выиграть выборы. Впрочем, гражданам на это было плевать, опросы показывали, что многие тогда голосовали не за Зеленского, а против Порошенко, так что из ошеломительных 73% поддержки, «своих» у нового президента Украины было в реальности намного меньше.

Так что все-таки пошло не так? Или обещания были изначально пустыми и невыполнимыми?

Стоит напомнить, что Зеленский сразу же столкнулся с сопротивлением старого парламента, который долго не желал согласовывать дату инаугурации нового президента, дабы дотянуть до тех сроков, когда роспуск Рады и внеочередные выборы будут невозможны из-за приближения очередной даты голосования.

Впрочем, инаугурация все же состоялась, и Зеленский объявил о роспуске Рады. Но ему предстояло жить с ней еще два месяца, и все это время старый состав парламента усиленно ставил ему палки в колеса. В частности, Рада отказалась рассмотреть предложенный Зеленским законопроект об изменении системы выборов (переход на полностью пропорциональную систему), из-за чего новые выборы прошли по старой схеме – смешанной системе с мажоритарными округами и пятипроцентным проходным барьером. Это, правда, не помешало партии Зеленского одержать разгромную победу в июле.

Рада последовательно блокировала все президентские инициативы и даже пыталась оспорить в Конституционном суде законность своего роспуска.

Та же история и с правительством. Еще 23 мая в парламент внесли заявление премьер-министра Владимира Гройсмана об отставке, но Рада отказалась ее принять, сделав невозможным роспуск всего кабмина, который работал до новых выборов. Отдельно Зеленский просил уволить главу МИД Павла Климкина, министра обороны Степана Полторака, главу СБУ Василия Грицака, генерального прокурора Юрия Луценко, но и тут потерпел неудачу. Кадровый хаос в правительстве сохранялся до конца июля.

С кадрами у Зеленского всегда было плохо. На ключевые должности он назначил своих коллег по компании-производителю шоу-проектов и развлекательных телепередач «Студия Квартал-95», публично обещал набирать управленцев чуть ли по объявлениям в интернете. Доходило до смешного: в депутаты правящей партии попали люди не только без политического опыта (для них пришлось проводить ликбезы по элементарным основам политической науки), но и с диаметрально противоположными взглядами, часть которых славила Бандеру, а другая считала его «польским террористом».

Показательно, что первое правительство у Зеленского под руководством 35-летнего Алексея Гончарука поставило очередной рекорд в истории Украины, проработав всего полгода. Деятельность кабинета и лично премьера с самого начала сопровождали скандалы от появления Гончарука на нацистском сборище до его оскорбительных для президента и самоуничижительных заявлений – премьер не стеснялся называть себя «профаном в экономике», а одного из министров – «дебилом».

Хорошо у Зеленского получались лишь «витринные реформы»: президентскую администрацию он, к примеру, переименовал в офис президента. Впрочем, на эффективности работы это, понятно, не отразилось никак.

Одним из главных обещаний Зеленского была беспощадная война с коррупцией. Он обещал массовые посадки коррупционеров. И вот уже 14 августа сотрудники НАБУ и антикоррупционного отдела СБУ задержали при получении взятки в размере 480 тыс. долларов Юрия Грымчака, заместителя главы министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц – ему было объявлено подозрение в «мошенничестве в особо крупных размерах», однако оно вскоре было заменено на «злоупотребление влиянием». В итоге Высший антикоррупционный суд отпустил его под домашний арест. В коррупции обвинили главного антикоррупционера – Артема Сытника, но тот не только не под следствием, но и продолжает трудиться директором НАБУ, будучи человеком американского Госдепа, а значит неприкосновенным.

Да, посадить Зеленский обещал и Порошенко. Не открытым текстом, но вполне «толстыми» намеками. Достаточно вспомнить его пафосные фразы на стадионных дебатах: «Я – не ваш оппонент, я – ваш приговор!», «Я не у прокурора, а вот вам, возможно, придется с ним в скором времени встретиться».

Разумеется, с прокурором Порошенко так и не встретился, хотя фигурирует уже в 16 уголовных делах, а вызовы на допросы игнорирует. В какой стране это видано, чтобы с таким «счастьем» и на свободе?

Очевидно, что все «преследования» Порошенко – это пыль в глаза избирателю, в реальности бывший президент получил определенные гарантии, иначе давно сбежал бы из страны. Как его кум, экс-генпрокурор Юрий Луценко. Впрочем, едва ли отъезд последнего в Великобританию можно назвать побегом, никто ему особо и не препятствовал.

Впрочем, совсем без наказаний для наиболее одиозных коррупционеров обойтись было нельзя – народ не стерпел бы такого «кидалова»: обвинение в злоупотреблении служебным положением было предъявлено бизнес-партнёру и соратнику бывшего президента Порошенко, бывшему заместителю секретаря СНБО Олегу Гладковскому (Свинарчуку) и экс-депутату Сергею Пашинскому, которого многие называют причастным к расстрелам на майдане, однако обвиняют его не в коррупции, а причинении тяжких телесных повреждений. Оба отпущены под домашний арест.

Всего за год у коррупционеров конфисковали аж 13 тысяч гривен. Убийственная статистика!

* * *

Но нельзя сказать, что Зеленский совсем уж ничего не выполнил. Закон об импичменте президента и о снятии неприкосновенности приняли. Последнее пока, правда, только в отношении депутатов. А закон о «народовластии» так и пылится где-то в кулуарах…

Теперь об экономике.

Во время тех легендарных дебатов Зеленский спросил у Порошенко, как так получилось, что Украина – почти самая бедная страна при самом богатом президенте за всю историю. Конечно, Зеленский еще не успел разбогатеть, как его предшественник на посту, зато украинцы успели обеднеть, хотя, казалось бы, куда еще-то?

Промышленность упала на 40%, программа возврата домой гастарбайтеров провалилась (немного помог коронавирус, но это временно вынужденно – новых рабочих мест-то в стране не появилось), обещанная индексация пенсий проведена не была, напротив, было анонсировано уменьшение пенсий, а некоторые политики и вовсе договорились до необходимости их отмены. Более того, в бюджете образовалась «дыра»: с начала года до середины марта налоговики собрали лишь 73,2% налогов, таможенники – 64,4%, задолженность же по зарплатам перед украинцами в декабре составляла более 3,5 миллиарда гривен. Не помогло и сокращение количества госслужащих. И это еще нет данных за период эпидемии! Если в ее начале речь шла об 1,5 миллиона безработных, то к концу мая прогнозируют уже 5-8 миллионов.

А как насчет обещаний закончить войну и вернуть «оккупированные территории»?

До выборов Зеленский еще старался оставаться в пределах адекватности, например говорил, что не видит в обозримом будущем вариантов «возвращения» Крыма. А уже избравшись, пообещал начать разговор с российским коллегой со слов, что Крым – это Украина.

Не знаю, с чего он в реальности начал разговор, но в самом факте разговоров с Владимиром Путиным он преуспел: Порошенко российский лидер просто игнорировал. С участием Зеленского состоялись несколько телефонных разговоров и даже встреча в «нормандском» формате» – первая за три года!

Должна была состояться вторая – этой весной. Но не состоялась. И не только из-за коронавируса, но еще и из-за того, что не было выполнено ничего из решенного на прошлом саммите. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, единственное, чем может похвастаться Зеленский, – это серия обмена удерживаемыми лицами с Донецком и Луганском.

Да, удалось завершить разведение сил и средств в трех пунктах, о чем договорились еще при Порошенко. Но это легко обнуляется с помощью боевиков нацбатов, которые открыто игнорируют приказы Зеленского и не раз грозили ему свержением.

При этом, как я уже говорил, по-прежнему не выполняется первый пункт Минских соглашений – прекращение огня, продолжаются обстрелы Донбасса, каждый день гибнут люди. А без выполнения этого пункта о реализации «политической части» и речи быть не может. Киев при Зеленском, впрочем, «политическую часть» выполнять и не собирается, о чем устами различных чиновников заявляет открыто: внесений изменений в Конституцию не будет, выборы возможны только после получения контроля над границей и вывода мифических «оккупационных войск». По заявлениям Киева, Минские соглашения вообще надо переписать, и, если что, у него есть план Б – на случай их невыполнения, связанный с силовым решением вопроса.

Недавно Зеленский заявил, что намерен завершить войну Донбассе в течении своего срока президентских полномочий. Пока что, правда, он во всем повторяет Порошенко. И, кстати, не только по отношению к Донбассу и России.

Да, еще вот что: Зеленский во время избирательной кампании обещал, что его срок будет единственным. Похоже, так оно и будет. Сегодня его рейтинг упал почти в два раза в сравнении с прошлогодними показателями. И это данные до эпидемии!

Эпидемия же рискует окончательно похоронить амбиции Зеленского и остатки экономики страны. Совершенно точно, если МВФ и ВБ не дадут кредит. Ради этого Зеленский даже пошел на принятие скандального земельного закона, который большая часть страны категорически не приемлет (это, кстати, он тоже обещал и выполнил, правда, мало кто ему это поставит в заслугу). Но Западу мало: он требует от Зеленского смягчений условий распродажи украинской земли, принятия «банковского закона» (т. е. предательства своего влиятельного покровителя Игоря Коломойского) и, похоже, даже трудоустройство Михаила Саакашвили, человека с высочайшим антирейтингом, тоже стало одним из условий спасения украинской экономики.

Так что антирейтинг Зеленского очень скоро может догнать и перегнать антирейтинги Саакашвили и Порошенко, вместе взятых. И не факт, что вчерашний актер и до конца первого и последнего срока-то дотянет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *