После Карабаха Россия могла бы ввести миротворцев на Донбасс

После Карабаха Россия  могла бы ввести миротворцев на Донбасс
Если не произойдет ничего неожиданного (а оно вполне может произойти), то есть надежда, что армяно-азербайджанский вооруженный конфликт за Нагорный Карабах, длящийся уже более трех десятков лет, сегодня ушел в прошлое. Трудно не заметить, что ситуация в этой непризнанной республике слишком напоминает события в другом мятежном регионе – на Донбассе.

Схожие проблемы – схожие решения

Если у этих двух проблем столько общего, наверное, и решить их надо похожими методами? Если подходить совсем уж упрощенно, то, если остановить конфликт в Закавказье удалось путем заключения соглашения между конфликтующими сторонами и вводом российского миротворческого контингента, то можно прийти к выводу, что и донбасская проблема решается точно так же.

После Карабаха Россия  могла бы ввести миротворцев на Донбасс

Соглашения уже заключены. Все чин по чину – стороны конфликта, сторонние гаранты. Но идет шестой год, а подвижек никаких. Даже первый пункт этих самых Минских соглашений не получается осилить, какое уж тут урегулирование…

Чтобы все получилось, не хватает еще одного компонента – российского миротворческого контингента.

Самое интересное, что украинская сторона, называющая Россию агрессором и ведущая с ней воображаемую войну уже седьмой год, давно и упорно косвенно требует ввода российских войск на Донбасс.

Точнее, она требует их вывода, но, чтобы убрать армию из Донбасса, ее сначала нужно туда ввести. Иначе не получится…

После Карабаха Россия  могла бы ввести миротворцев на Донбасс

Но если российские военные по многочисленным и настойчивым просьбам киевских властей все-таки войдут в ЛНР и ДНР, то Украина станет категорически возражать против этого, да и западные страны не поддержат такое решение Кремля.

В общем, не вариант.

Разберем состав участников и заинтересованных сторон

Если не получилось найти верное решение, значит, есть какая-то неточность в условиях задачи. Ведь российский контингент в Карабахе и он же в Донбассе – это совсем не одно и то же.

Попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны и провести параллели между участниками событий в Карабахе и на Донбассе.

Итак, в Закавказье есть непризнанная республика Нагорный Карабах (НКР, она же Республика Арцах) с армянским населением, которая на бумаге административно входит в состав Азербайджана, но в реальности уже давно живет отдельно. НКР активно поддерживает, в том числе вооруженными силами, Армения – всемирно признанное государство армян, которое, как и весь остальной мир, не спешит признавать независимость Нагорного Карабаха уже несколько десятилетий. Азербайджан как минимум хотел бы вернуть «в родную гавань» несколько своих районов, захваченных армянской стороной много лет назад в качестве так называемой буферной зоны для защиты Карабаха и обеспечения коридора между НКР и Арменией.

В стремлении возвратить утраченные территории Азербайджан опирается на поддержку Турции, которая тут вообще лишняя, но считается старшим братом Баку.

Собственно, практически всех своих целей Баку уже достиг. Да и жители Карабаха могут теперь вздохнуть спокойно.

Сравним Закавказье и Донбасс

Теперь перенесемся на Донбасс.

В роли НКР нетрудно узнать Донецкую и Луганскую Народные республики. Никто в мире их не признает, в том числе этнически и культурно близкая Россия.

Естественно, в роли Азербайджана выступает Украина, которая не признает ДНР и ЛНР, стараясь вернуть их военным путем.

Ну а в качестве далекого и влиятельного союзника Азербайджана – Турции – в донбасском конфликте выступают США и НАТО. Они тут, вроде, ни при чем, но без них нигде ничего в мире не происходит. Запад помогает киевскому режиму деньгами и оружием, подталкивает к активным боевым действиям, да и просто подбадривает. То есть ведет себя по отношению к Украине точно так же, как Анкара по отношению к Баку.

Получается, что, если Россия на Донбассе играет примерно такую же роль, как Армения в Закавказье, то она вряд ли способна стать миротворцем в донбасском конфликте…

Но разница между Россией и Арменией заключается еще и в том, что она напрямую не участвует в конфликте, ограничиваясь финансовой и моральной поддержкой Республик. К тому же российские военная мощь, экономика и влияние в мире значительно превосходят аналогичный потенциал Украины, чего не скажешь об Армении по сравнению с Азербайджаном.

Кандидаты на роль миротворцев

А теперь главное различие. Если в ситуации с Карабахом Россия оказалась идеальным кандидатом в миротворцы, то на Донбассе выбрать кого-то на эту роль довольно сложно.

Разумеется, речь идет не о патрулировании Донецка и Луганска – местные правоохранители тут не нуждаются в помощи. Да и размещение «помощников» на границе с Россией, как того хочет Киев, не требуется – военные действия идут не там, а на линии соприкосновения ЛДНР и Украины.

Только на линии разграничения и был бы какой-то толк от миротворческого контингента. Осталось лишь определиться, кого пригласить на эту миссию.

Республика Арцах, Азербайджан, Армения – все они с симпатией, доверием и уважением относятся к России. Они видят в ней посредника, способного помочь разрешить конфликт. Поэтому в Закавказье не возникло проблем с выбором, удовлетворяющим все стороны.

Что касается Донбасса, то Украина и в значительной мере Запад считают Российскую Федерацию заинтересованной стороной, поэтому выступят против ее кандидатуры миротворца. Военным силам стран Запада в этой роли нет доверия у России, и особенно у жителей Донбасса. Здесь знают, как действовали такие «миротворцы» в Югославии, поэтому воспримут их как оккупантов и пособников украинских карателей. И будут действовать против них соответствующим образом.

Миротворцы ООН – своего рода «кот в мешке». Неизвестно, из какой конкретно страны приедут и как будут себя вести. Поэтому их тут тоже вряд ли захотят видеть.

После Карабаха Россия  могла бы ввести миротворцев на Донбасс

Возможно, и Украина, и Донбасс могли бы согласиться с присутствием белорусских миротворцев, но Минску сейчас точно не до того – своих проблем хватает. Да и отношения Белоруссии с Украиной последнее время ухудшились.

Все это приводит к выводу, что, несмотря на большую схожесть конфликтов в Донбассе и Закавказье, карабахский рецепт его разрешения для Донецка и Луганска может не подойти.

И все же…

Собственно, если совсем нельзя решить проблему прямо сейчас, ее можно на время отложить. Заморозить, так сказать. Но тот же карабахский опыт показывает, что замороженный неурегулированный конфликт способен вспыхнуть даже через несколько лет с новой силой.

Получается, что донбасскую проблему решать все-таки надо, пока она неожиданно не обострилась. Причем без России здесь, как ни крути, не обойдется. Вариант политического давления на киевский режим — главный ключ. И путь здесь, на мой взгляд, один – официальное признание РФ республик Донбасса, заключение с ними соглашений, вступление их, к примеру, в ОДКБ.

Вот в этом случае Россия сможет на законных основаниях ввести миротворческие войска на Донбасс. И тогда вопрос по Донецку и Луганску будет закрыт навсегда, как это произошло в Крыму. Ведь хотя Украина считает Крым и Донбасс своими временно оккупированными территориями, военные действия она ведет только на территории бывших Донецкой и Луганской областей, но не в Крыму. А происходит это лишь потому, что в Донецке и Луганске нет российских военных, а на Крымском полуострове есть.

И хотя эти подразделения естественно не считаются миротворческим контингентом, сейчас благодаря их присутствию в Крыму царит мир, а не война, как на Донбассе.

Конечно, если Москву устраивает наличие очага нестабильности в нескольких сотнях километров от столицы России, то можно оставить все, как есть. Но если в Кремле предпочли бы изменить эту нездоровую ситуацию, то стоило бы подумать над вариантами разрешения конфликта на Донбассе. В Карабахе ведь получилось. Значит Россия вполне может ввести миротворцев и на Донбасс.

Сергей Кузмицкий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *