А. Лукашенко – Вильнюсу: дружить или не дружить – выбирать вам

А. Лукашенко – Вильнюсу: дружить или не дружить – выбирать вам
А. Лукашенко – Вильнюсу: дружить или не дружить – выбирать вам

Александр Лукашенко заявил о готовности белорусской стороны выстраивать добрососедские отношения с Литвой, если она этого хочет. На этот факт он обратил внимание 15 января, назначая Валерия Барановского новым послом в Литве.

«Это дело Литвы. Хотят с нами сотрудничать, хотят выстраивать добрососедские отношения — пожалуйста, мы открыты для этого. Не хотят, — я думаю, у нас есть масса вариантов. Обойдемся. Тем более что наше основное торгово-экономическое сотрудничество лежит на юге, юго-западе, юго-востоке», – отметил белорусский лидер.

А. Лукашенко в этом плане заявил о необходимости по-настоящему выстраивать логистику до Одессы. «Что касается западного направления, так у нас с Латвией хорошие отношения, если Литва не хочет строить отношения, деполитизировав их, отойти от этих непонятных требований по атомной станции… Это просто какая-то безглуздица. Зачем наматывать эту атомную станцию?!» — задал вопрос глава Белоруссии.

Беларусь несколько лет является главным гарантом благополучия литовского Клайпедского порта, треть грузооборота которого составляет белорусский транзит. С потерей белорусских грузов огромный ущерб понесут и «Литовские железные дороги», другие перевозчики.

По словам министра транспорта Литвы Р.

Масюлиса, через страну проходят два основных вида грузов из Белоруссии: удобрения «Беларуськалия» и нефтепродукты. Еще в октябре 2018 года министр утверждал: «Обе цепочки поставок хорошо отлажены уже не первый год, у нас есть все оборудование, согласованы железнодорожные графики, поезда едут без остановок на самой большой возможной скорости. И этот путь для белорусов самый дешевый. Поэтому экономических причин для белорусов что-либо менять, на мой взгляд, нет. К тому же мы инвестируем еще больше и улучшаем условия в своем порту. Объемы грузов стараемся обслуживать так, чтобы у них не возникало желание отправлять грузы другим путем. Надеемся, что наши условия – самые хорошие, и эту продукцию, эти грузы мы очень ценим. «Литовские железные дороги» и Клайпедский порт прикладывают большие усилия не только к тому, чтобы сохранить их, но и увеличить».

Значение белорусского грузового транзита многократно возрастает с созданием рядом с Минском совместного китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», который быстро развивается. За 2018 год количество его резидентов выросло с 22 до 41 компании. Неудивительно, что за белорусский грузовой транзит идет нешуточная конкуренция между портами нескольких стран, в том числе России.

Между тем, Литва давно ведет  непримиримую борьбу с Белорусской АЭС, даже внеся в законодательство запрет на использование и транзит электроэнергии с этой АЭС. Поэтому страхи, что «Лукашенко будет мстить Литве», были и раньше. Тем более, как отмечают литовские эксперты, в то время, как Литва гордится, что проводит так называемую «моральную политику», соседняя Латвия, сотрудничая как с Беларусью, так и с Россией, занимает куда более прагматичную позицию, преследуя прежде всего интересы своего транспортного транзита. Именно поэтому литовские эксперты отметили, что белорусский президент еще никогда так открыто не говорил, что может поменять Литву как страну транзита и Клайпедский порт на Латвию и Украину. Тем более что сделал это Александр Лукашенко в предельно официальной ситуации – назначая посла в Литву.

В отличие от экспертов, официальный Вильнюс никак не комментирует заявление белорусского президента, во всяком случае в публичном пространстве. Складывается впечатление, что он не верит, что транзит может быть прерван. Или категорически не хочет изменять своей так называемой «моральной политике», согласно которой электроэнергия с «грязной» БелАЭС недостойна не только того, чтобы ее покупать, но и того, чтобы ее просто пропускать через территорию Литвы.

Но скорее всего официальный Вильнюс просто не может в сложившейся ситуации «поступиться принципами», поскольку маховик пропаганды против БелАЭС в стране настолько раскручен, что назад пути, видимо, нет. Одним словом, как сказал президент Лукашенко, – безглуздица («бессмыслица» на рус. яз. – Ред.). И это белорусское слово, безусловно, достойно занять свое место в словаре современных политических терминов.

Наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *