Чем заплатит Россия за размещение военной базы в Беларуси

Чем заплатит Россия за размещение военной базы в Беларуси

В Белоруссии предлагают подумать над заключением отдельного международного договора между Минском и Москвой. Об этом в ходе сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России рассказал председатель нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко.

«Обеспечение равенства прав граждан и субъектов хозяйствования — это вопросы, от решения которых напрямую зависит развитие нашей интеграции, причем не только в Союзном государстве. Но сегодня положения, регулирующие эту сферу, разбросаны по многочисленным законодательным актам и международным обязательствам наших стран, разобраться в которых трудно даже специалистам», — заявил он.

По словам Андрейченко, пришло время подумать о том, чтобы «провести работу по систематизации и объединению всего комплекса этих норм и принципов в некий единый блок». Спикер убежден, что, возможно, единый документ стоит оформить как отдельный международный договор.

Кроме того, он считает, что следует придать регулярный характер взаимодействию комиссий, секретариата парламентского собрания, постоянного комитета, профильных министерств и ведомств по всему спектру белорусско-российских отношений.

«В числе приоритетов этой работы должен быть активный мониторинг разрабатываемых в России законодательных и иных актов на предмет соответствия их международным обязательствам Беларуси и России», — заявил Андрейченко.

Парламентское собрание, по его мнению, располагает серьезным административным и кадровым потенциалом, который «сегодня задействован не в полной мере».

«Полагаем, что все восемь комиссий Парламентского собрания должны незамедлительно реагировать на возникновение в Союзном государстве любых проблемных вопросов, оперативно собираясь на свои заседания», — резюмировал он.

Как понимать такое заявление? Зачем нужен этот новый договор, и кому он нужен больше: Москве или Минску?

Сегодня очевидно, что процесс создания Союзного государства все еще далек от завершения. Будет ли ему способствовать новый договор?

19 июня президент России Владимир Путин прибыл в Минск с официальным визитом для участия в заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Можно ли ждать каких-либо «прорывов» от этой поездки?

— Несколько беспокоит конфронтационный тон заявления, сделанного Владимиром Андрейченко накануне, — отмечает белорусско- российский историк, писатель, автор нашумевшей книги «Несвядомая история Белой Руси» Всеслав Зинькевич.

— Говоря об активизации взаимодействия комиссий Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Андрейченко заявил: «В числе приоритетов этой работы должен быть активный мониторинг разрабатываемых в России законодательных и иных актов на предмет соответствия их международным обязательствам Беларуси и России». Слова белорусского парламентария можно интерпретировать как обвинение России в несоблюдении обязательств перед Беларусью…

Оговорюсь, что мне очень бы хотелось ошибаться на этот счёт. В целом, я не жду от предстоящей встречи российского и белорусского лидеров каких-то громких заявлений или, как любят говорить журналисты, «прорывов». Надеюсь лишь, что на этой встрече стороны смогут договориться о решении вопроса с размещением в Беларуси российской военной базы. В том, что этот вопрос будет обсуждаться, у меня нет никаких сомнений. 31 мая на пресс-конференции в Брюсселе министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей не исключил, что в стране может появиться российская военная база как ответ на планы Польши разместить на своей территории американский контингент. Само собой, этот сигнал не может остаться без внимания Москвы.

«СП»: — Союзное государство существует уже почти 20 лет, но кажется, что оно существует только на бумаге…

— Прежде всего хотел бы напомнить, что ещё в 2000 году вступил в силу действующий по сей день Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который предусматривает введение единой валюты, установление единого гражданства, принятие унифицированного, а затем единого законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, создание наднациональных органов, в том числе двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого избирается непосредственно населением, одобрение на референдумах двух стран Конституционного Акта, определяющего государственное устройство Союзного государства, и внесение соответствующих дополнений и изменений в национальные конституции. Однако за восемнадцать лет действия Договора, содержащиеся в нём положения во многом остались нереализованными: Союзное государство до сих пор не имеет ни единой валюты, ни выборного парламента, ни Конституционного Акта.

Если новый международный договор, о котором говорит господин Андрейченко, призван подменить собой Договор о создании Союзного государства, то я категорически против этого. На мой взгляд, Союзное государство — это крайне важный для наших народов проект, и руководству Беларуси и России следует двигаться в направлении его полной реализации. Какой смысл заключать новый международный договор, если стороны не выполнили свои обязательства по старому? Мне это непонятно. Российские и белорусские эксперты обычно объясняют это экономическими причинами. Дескать, хозяйственные модели Беларуси и России принципиально несовместимы, а потому белорусско-российская интеграция буксует. За этим нередко следуют эмоциональные выпады в адрес государства-союзника. Россияне говорят о том, что они «кормят Белоруссию», а наши обвиняют Россию в неспособности «выстраивать отношения на равных». Экономические факторы, безусловно, важны, однако я не марксист и считаю, что в современном мире «надстройка» во многом определяет «экономический базис».

«СП»: — Какова же главная причина «пробуксовки»?

— Пожалуй, главной причиной нереализованности проекта Союзного государства является отсутствие у него чёткого идеологического стержня и исторической обоснованности. В преамбуле Договора о создании Союзного государства есть упоминание об «общности исторических судеб народов России и Беларуси», однако этого недостаточно, необходимо концептуальное обоснование историко-культурного единства белорусов и великорусов. Я согласен с российским историком О.Б. Неменским в том, что единственной идеологией Союзного государства может быть панрусизм, который постулирует общую русскую идентичность всех восточных славян, основанную на исторической памяти о временах Древней Руси и культурной близости велико-, мало- и белорусов. К сожалению, ни в России, ни в Беларуси общерусская идеология не имеет серьёзной поддержки на официальном уровне, а потому власти наших стран даже не пытаются подвести под проект Союзного государства идеологическую основу, концентрируясь исключительно на экономических и военных аспектах интеграции.

Ввиду отсутствия у белорусско-российской интеграции идеологической составляющей проект Союзного государства не приобрёл среди граждан РФ и РБ должной популярности, а потому правящие элиты могут себе позволить не проявлять необходимого усердия в его реализации. Я убеждён, что только придание нашей интеграции общерусского идейного содержания, а также давление гражданского общества на власти в вопросе союзного строительства, могут обеспечить совместное светлое будущее наших народов. Безусловно, несмотря на то, что белорусско-российский союз развивается не так интенсивно, как нам хотелось бы, Союзное государство Беларуси и России является на сегодняшний день наиболее продвинутой формой интеграции на постсоветском пространстве, способной стать локомотивом евразийских интеграционных процессов.

— Вообще договоров с Белоруссией было много, все уже и не упомнишь, — напоминает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Я бы обратил внимание на характер предлагаемого нового документа — международный договор. А как же единое государство России и Белоруссии? Если договор международный, то единое государство — блеф?

«СП»: — Кому больше нужен такой договор, Москве или Минску?

— Видимо, раз предлагает Минск, то ему и нужно. А Москве зачем? Отношения, их уровень и характер вполне позитивны.

«СП»: — Как бы вы оценили процесс создания союзного государства? Нет ощущения, что он застопорился? Почему? Чего не хватает?

— Не хватает именно единого государства. Единого государства нет. Мы никак не влияем на Белоруссию, а она на нас. Нет единой валюты, единых органов управления, политические системы отличаются, законы тоже. Есть только декларации, которые с годами уже стали забываться.

«СП»: — С чем связаны постоянные конфликты Москвы и Минска? Кто тормозит процесс интеграции?

— Никто не тормозит процесс — его просто нет, в нем не заинтересованы ни Москва, ни Минск. Минск не хочет быть растворенным в России, Москва не хочет видеть в Белоруссии равного партнера. И конфликты из-за этого.

«СП»: — Сегодняшний визит Путина в Минск поможет как-то сблизить позиции сторон?

— Не думаю. Чтобы сблизить позиции сторон, кто-то должен чем-то пожертвовать — либо Россия своим доминированием, либо Минск своим суверенитетом. Мне кажется, ни одна из сторон на такие уступки не готова.

Постсоветское пространство: Лукашенко: у белорусских границ нагнетается силовое противостояние

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *