Почему Макрон не может спасти Ливан

Почему Макрон не может спасти Ливан

Почему Макрон не может спасти Ливан

6 августа Эммануэль Макрон прилетел с визитом в Бейрут, который за несколько дней до этого пережил мощнейший взрыв в порту, унесший жизни двухсот человек и разрушивший часть города. Президент Франции заявил о предложении стране «нового политического пакта» – поэтапного плана вывода Ливана из кризиса. Макрон фактически взял на себя роль спасителя страны от погружения в бездну экономического и политического коллапса.

1 сентября французский лидер вновь посетил Ливан с ревизией проделанной властями этой страны работы, где сделал ряд заявлений. С момента его последнего визита прошло уже два месяца, однако кардинальных изменений в ливанской политике и экономике по-прежнему не произошло.

Telegram-канал «Рыбарь» рассказывает о проблемах французского плана в Ливане и о том, допустимо ли ставить на нем крест.

Несостоявшееся правительство технократов

31 августа в Ливане был избран новый премьер-министр — суннит Мустафа Адиб, получивший 90 из 128 голосов в парламенте. Его назначение должно было стать частью французского плана по выводу страны из затяжного экономического и политического кризиса. Основной задачей Адиба стало скорейшее формирование нового правительства, а затем — разработка и проведение реформ.

Елисейский дворец рассчитывал на создание в Ливане кабинета министров, члены которого были бы заинтересованы, прежде всего, в решении государственных проблем, а не концентрировались на межпартийной борьбе. У Франции были большие ожидания от Адиба и формируемого им правительства технократов, с ними же она связывала выделение пакета экономической помощи Бейруту.

Почему Макрон не может спасти Ливан

Однако надежды Парижа не оправдались: назначение министров превратилось в стандартную для Ливана мыльную оперу, где крупнейшие партии стремились перетянуть одеяло на себя и получить лакомый кусок в новом правительстве. Главным камнем преткновения стала позиция шиитских партий: «Хезболла» настаивала на назначении своего кандидата на должность министра здравоохранения, а движение «Амаль» хотело сохранить контроль над портфелем министра финансов.

С одной стороны, обе фракции не хотели терять влияние в кабмине и отдавать стратегически важные посты в руки их политических конкурентов. С другой — масло в огонь подлил Вашингтон, который не желал видеть «Хезболлу» в ливанском парламенте и оказывал давление на ее союзников.

Так, 8 сентября США ввели санкции против бывшего министра финансов Али Хасана Халила, который представляет движение «Амаль». В американский черный список также попал и бывший министр транспорта Юсуф Финьянус из христианской партии «Марада» — еще одного союзника «Хезболлы».

На шиитское движение оказывалось и экономическое давление: 17 сентября Вашингтон ввел санкции в отношении строительной компании Meamar SARL и консалтинговой Arch Consulting, которые были обвинены в связях с «Хезболлой».

В сложившейся ситуации как «Хезболла», так и «Амаль» категорически не желали уступать Мустафе Адибу и саботировали создание нового правительства. Звонки из Парижа ситуацию не изменили.

Так и не сумев сформировать новый кабинет министров, Мустафа Адиб подал в отставку с поста премьер-министра. Он не продержался в должности и одного месяца.

Реакция Макрона

Известие о сложении Адибом полномочий во Франции встретили с явным негодованием. Издание Reuters заявило, что в Елисейском дворце это назвали «коллективным предательством ливанских партий».

Вскоре об уходе Адиба с поста премьер-министра высказался и сам французский президент. Макрон был прямолинеен:

«Мне стыдно за ливанских политических лидеров. Стыдно».

27 сентября он обвинил партии в Ливана в предательстве Франции и международных организаций, и заявил, что за это они заплатят цену перед собственным народом. Особое место в речи французского президента заняла «Хезболла»: ее Макрон обвинил в неуважении собственного народа и призвал прекратить участие в гражданской войне в соседней Сирии. Макрон обвинил «Амаль» и «Хезболлу» во лжи: по его словам, обе фракции обещали ему одно, а делали совершенно другое. Он заявил о том, что Ливан находится на пороге гражданской войны, которую названные партии могут развязать своими действиями.

В то же время, Макрон отверг вариант исключения «Хезболлы» и других шиитских фракций из политической системы Ливана, как невозможный. По словам лидера Франции, «Хезболла» избрана представителями ливанского народа, поэтому Париж не пошел на открытую конфронтацию с ней даже несмотря на желания некоторых государств. При этом Макрон язвительно заметил, что политические силы Ливана сами выбрали путь превращения в заложников «Хезболлы». Также французский лидер сделал выпад в сторону США: по его словам, санкции против шиитских фракций и их союзников были не согласованы с Елисейским дворцом.

Наконец, Макрон пообещал не бросать ливанский народ даже несмотря на отставку Мустафы Адиба и неудачи с формированием нового кабинета министров. В своей речи французский президент попытался обнадежить население Ливана: он заявил о предоставлении прямой финансовой помощи через неправительственные организации в обход государственных структур. Граждане ближневосточного государства неоднократно на этом настаивали из-за порочной практики расхищения чиновниками поступавших из-за рубежа средств. Макрон еще раз заявил о невозможности реформ в Ливане без международной помощи, подчеркнув безальтернативность предлагаемого Парижем плана.

Выступление Макрона явно демонстрировало недовольство Елисейского дворца Бейрутом, однако не подразумевало перехода к решительным действиям. Уход Адиба в отставку и неспособность сформировать правительство технократов стало первой крупной неудачей Франции в качестве главного архитектора антикризисных мер в Ливане: если премьер-министра действительно удалось назначить в сжатые относительно ливанских реалий сроки, то создание правительства обернулось типичным для страны многосерийным шоу и пошло вразрез французским планам.

Новые старые лица

22 октября главой правительства стал Саад Харири, который пообещал как можно быстрее сформировать новый кабинет министров. Ирония заключалась в том, что именно он занимал эту должность в октябре прошлого года, когда в стране начались протесты с требованиями роспуска коррумпированного правительства. Назначение Харири — миллиардера и ярчайшего представителя элиты — вновь поставило под удар французскую инициативу.

Почему Макрон не может спасти Ливан

Заявления Макрона во время его визитов в Ливан в августе и сентябре дали простым гражданам надежду на Францию, которая возьмет процесс создания нового правительства в свои руки и не допустит появления там запятнавших себя сандалами политиков. Возвращение Харири на должность премьер-министра разрушили эти ожидания и лишь уменьшили уровень доверия к французской инициативе и лично Эммануэлю Макрону.

В данном случае Париж пошел по пути наименьшего сопротивления и не стал препятствовать назначению Саада Харири, который хоть и не обладает безупречной репутацией у ливанцев, но хотя бы теоретически способен собрать хоть какой-нибудь кабинет министров за небольшие сроки. Это необходимо для реализации планов Макрона и проведения международной конференции по оказанию помощи.

Сами же ливанцы встретили известие о новом-старом премьер-министре на удивление спокойно без крупных акций протеста. Причина проста: чувство безысходности от происходящего в стране, жители устали даже от протестов.

Новые препятствия

С приходом Харири проблемы по формированию нового кабинета не исчезли. Местные СМИ написали о конфликте новоизбранного премьер-министра с крупной ливанской политической силой — христианской партией «Свободное патриотическое движение», созданной действующим президентом Мишелем Ауном. Издания утверждали, что фракция настаивала на назначении своих представителей на должностях министров обороны, внутренних дел и юстиции. Учитывая, что «Хезболла» и «Амаль» также остались при своем и желают видеть своих ставленников во главе министерства финансов и здравоохранения, создание Саадом Харири правительства технократов становится невозможным.

С проблемами столкнулось и расследование взрыва в бейрутском порту: прошло уже три месяца, однако результатов нет до сих пор. Ни внимание СМИ, ни участие французских полицейских экспертов и агентов американского ФБР так не смогли обеспечить прозрачное и беспристрастное следствие.

Жители Бейрута и всей страны в целом недовольны акцентом расследования на административном персонале порта и таможни, а также тем, что ни одному министру или крупному представителю элиты до сих пор не было предъявлено обвинение. С аналогичными заявлениями выступают даже политики: например, бывший министр внутренних дел Ноад Махнук из суннитской партии «Движение будущего» и вовсе назвал следствие сговором Ливана, США и Израиля.

Все это в очередной раз бросает тень на инициативу Макрона по наведению порядка в Ливане: если во время первого и второго визита граждане страны в нем видели чуть ли не спасителя, то сейчас все больше относятся к французскому плану с недоверием.

Перспективы

В начале ноября появились сообщения об окончательном разочаровании Макроном ливанской политической системой. Издание «Аль Джамахирия» со ссылкой на европейские дипломатические источники утверждает, что на фоне террористических атак во Франции вопрос спасения Ливана потерял у лидера Пятой республики приоритет. Значит ли это, что план Макрона окончательно потерпел неудачу? На деле, не все так просто.

Нельзя утверждать, что Елисейский дворец сворачивает все взаимодействие с ливанскими властями по антикризисным мерам. Например, регулярно появляются новости об очередных телефонных разговорах между Макроном и политиками ближневосточного государства. Обещанная Францией Международная конференция помощи Ливану хоть и была перенесена, но не отменена: ее проведение планируется в конце ноября.

Тем не менее, по истечении некоторого времени с момента первого августовского визита Макрона в Бейрут возникало все больше препятствий на пути французской инициативы по восстановлению страны. В процессе поиска способов вывода ее из кризиса Париж столкнулся со всей мощью ливанской политической системы, основанной на кланах, элитах, конфессиях и иностранных покровителях. На данный момент у Франции так и не получилось создать правительство из технократов, ранее не запятнанных участием в коррупционных схемах и связями с крупнейшими партиями. Фактически, политическая система Ливана, которую Макрон называл главным препятствием для получения международной финансовой помощи и реформ, так осталась неизменной.

Почему Макрон не может спасти Ливан

Другой крупной проблемой для французских планов являются американские санкции в отношении связанных с партиями Ливана лиц и компаний. Эммануэль Макрон публично заявлял, что разработанный им порядок действий не подразумевает введения ограничений: этим он надеялся завоевать симпатии ливанцев вне зависимости от принадлежности к политическим силам или конфессиям.

Но позиция США оказалась иной, причем если раньше целью санкций была «Хезболла», то сейчас в черном списке оказались и представители других политических объединений. Так, 6 ноября Вашингтон ввел санкции в отношении Джебрана Бассиля – главы «Свободного патриотического движения» и бывшего министра иностранных дел.

Как и во всех предыдущих случаях, помимо коррумпированности основной причиной стала поддержка политиком «Хезболлы». И хотя Макрон неоднократно утверждал, что Вашингтон не согласовывал вводимые ограничения с Парижем, доверие к нему ливанцев падает: люди просто осознают, что Франция не в силах пойти против США по всем вопросам. Подобное не соответствует роли главного спасителя Ливана, которую на себя примерил французский президент после взрыва в порту Бейрута, и это еще больше ставит палки в колеса его инициативе.

Наконец, сам Макрон внес вклад в негативное отношение к своему плану восстановления Ливана. Его высказывания по поводу карикатур на Пророка Мухаммеда после убийства чеченским террористом учителя под Парижем были негативно восприняты в исламском мире. В мусульманских странах прошли различные акции, от сжигания французских флагов и топтания портретов Макрона до попыток бойкота товаров из Франции. Ливан не стал исключением: как шиитское, так и суннитское население резко выступило против позиции французского президента. Жители преимущественно суннитского Триполи провели демонстрацию у посольства Франции в Бейруте, размахивая черными флагами.

В то же время лидер шиитской «Хезболлы» Хасан Насралла также раскритиковал французские власти и заявил, что критикуемые Макроном террористы раньше снабжались и финансировались западными странами во время Арабской весны и последующих событий.

Таким образом, шансов на успех плана Макрона по спасению экономики Ливана становится все меньше. Но это не значит, что французский президент ни на что не способен: даже в случае полного провала в его руках остается серьезный инструмент — санкции. Эммануэль Макрон заявлял, что в случае неудачи реформ в ближневосточной стране из-за саботажа со стороны политической элиты, он просто внесет в черный список представителей ливанских партий, причем сделает это совместно с международными партнерами. Многие жители Ливана, уставшие от коррупции и безысходности, скорее одобрят санкции в отношении бизнесменов и чиновников, обладающих репутацией казнокрадов. Поэтому Макрон в любом случае может очень громко хлопнуть дверью, сохранив свою репутацию.

Вопрос в том, будут ли эти ограничения направлены против всех политических партий и движений, а не только лишь той части из них, которая по странному совпадению находится в списке американских врагов.

Manus manum lavat (лат. Рука руку моет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *