«Звезды над Донбассом» — о фестивале русских писателей-фантастов в Донецке

«Звезды над Донбассом» — о фестивале русских писателей-фантастов в Донецке

Большая Россия нуждается в Донбассе ничуть не меньше, нежели он — в ней. Сконцентрированная в столицах и до известной степени изнеженная, расслабленная, погрязшая в необязательной болтовне российская культура только выиграет от своего рода алхимического брака с тем простым, честным, невероятно энергичным началом, что несет в себе этот регион воинов и трудяг, настоящих, в лучшем смысле хозяев своей земли и своего слова.

«Звезды над Донбассом» — о фестивале русских писателей-фантастов в Донецке

Утро 12 сентября. Новенький, с иголочки, аэропорт «Платов». Мы с коллегами-писателями прилетели в Ростов-на-Дону, откуда нас вскоре должны забрать автобусы и отвезти в Донецк, ДНР. Там состоится второй по счету фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом», организованный Общественной палатой Республики.

Сел первый московский борт, прибывают следующие. Автобуса все нет. Становится известно, что он задержался на границе — поступил звонок с информацией о минировании транспортного средства. Все терпеливо ждут — и знаменитая дама-фантаст Елена Хаецкая, и классик Святослав Логинов, который после коронавирусной болезни ходит с палочкой, и похожий на пожилого Оби-Вана Кеноби писатель-турбореалист Андрей Лазарчук, от идеи которого в свое время и родился фестиваль.

Над «Платовым» жарит южное солнце, возле аэропорта журчит фонтан, изображающий тихий Дон. На ж/д вокзале дожидается вторая группа гостей, среди которых сама «мать Волкодава» Мария Семенова.

Специфика территории, ничего не поделаешь.

Вдоль дороги летят великолепные степные пейзажи, над пейзажами висят степные орлы, гости беспокоятся, не попадут ли в комендантский час, о котором все наслышаны. Девушка-волонтер успокаивает: «все в курсе о вашем прибытии, и, если что, этот вопрос будет решен быстро и без проблем». В Донецк прибываем поздно вечером. В отеле писателей ждут пакеты с сувенирной продукцией, в числе которой — вкуснейшая местная колбаса и (из песни слова не выкинешь) — местная же водка. Впрочем, сейчас гостям не до выпивки по случаю прибытия: завтра с утра ранний выезд на мемориал Саур-Могила.

С мемориала литераторы возвращаются притихшие. Вечно гудящий на высоте ветер, гудящий колокол, юнармейцы, несущие караул у могил бойцов батальона «Восток», погибших на «Саурке» летом 2014-го, разбитый мемориал ВОВ с искореженными лицами советских воинов на четырех пилонах — все это производит сильное впечатление. Открытие фестиваля и следующий за ним банкет проходят в состоянии сверхскоростного всплытия к мирской, что ли, суете.

Затем следуют три дня встреч, семинаров, круглых столов. В прошлом году число участников не достигало и тридцати человек, в нынешнем — без малого сто. Писатели заняты неравномерно, кто-то ездит без конца, у других есть время погулять и даже пображничать. Это обычное в общем фестивальное дело здесь вызывает у некоторых участников чувство нерационально потраченного времени; убеленная сединами Хаецкая, словно комсомолка, наскакивает на организаторов с требованием «задействовать ее по полной».

Действительно, если литературные фестивали в большой России давно проходят в основном в формате так называемого «конференц-туризма», то здесь даже намек на это кажется дисгармоничным по отношению к «Территории». Донбасс мало того что живет сейчас весьма трудно, сама специфика региона — деятельная, мобилизационная, заставляет многих чувствовать обязанность соответствовать этому состоянию и этому характеру. Радушный прием дончан дополнительно подстегивает гостей из Федерации выложиться по полной. Отработать, если угодно, еду и выпивку.

И притом что понятно: во все еще воюющем регионе многим попросту пока не до книжек, но какие-то моменты вроде — офицер Академии МЧС во время чтения рассказов из первого фестивального сборника «Живи, Донбасс» сначала улыбается знакомым топонимам, словам, интонациям и реалиям, а потом подходит, слегка смущаясь, как это бывает с людьми по-настоящему сильными, подлинными, и просит тебя подписать томик, или дама-преподаватель одного из вузов говорит: «вы для нас люди из другого мира» — заставляют думать, что мы, все-таки, здесь пригодились.

После закрытия фестиваля и поездки в окрестности разрушенного Донецкого аэропорта (какой контраст с «Платовым»!), организованной по-военному четко, с бойцами в брониках и дежурящей на всякий пожарный военной «скорой», председатель Общественной палаты ДНР и главный организатор «Звезд» Александр Кофман на заключительном банкете предлагает гостям высказаться по возможностям улучшения фестиваля и дальнейшего сотрудничества. Оказывается, почти каждая группа участников подготовила какие-то инициативы. Литератор и разработчик компьютерных игр Сергей Чекмаев обещает привести в Республику компании, заинтересованные в сотрудничестве с местными IT-шниками, звучат предложения об обучении молодых донецких писателей на литературных курсах в России и проведении для них мастер-классов непосредственно в Донецке. Помнится, когда-то Александр Проханов сказал, что Донбассу, как воздух, нужны не только федеральные репортеры, слетающиеся на очередное обострение, но свои писатели и поэты, свои летописцы, работающие в контексте более широком, нежели вынужденно оторванный от России анклав. Можно надеяться, что «Звезды над Донбассом» послужат этой цели.

Мне же очень хотелось бы видеть уверенное развитие конвента от фантастического к общелитературному и даже шире — к междисциплинарному гуманитарному форуму, привлекающему как писателей разных жанров и направлений, так и философов, социологов, историков.

В конце-концов, если в десятых годах XXI века Донбасс стал форпостом русского духа, то что может быть естественнее превращения его еще и в один из форпостов русской мысли и русского искусства.

Тем более — прожив здесь более полугода, наверное, я могу это утверждать — большая Россия нуждается в Донбассе ничуть не меньше, нежели он — в ней. Сконцентрированная в столицах и до известной степени изнеженная, расслабленная, погрязшая в необязательной болтовне российская культура только выиграет от своего рода алхимического брака с тем простым, честным, невероятно энергичным началом, что несет в себе этот регион воинов и трудяг, настоящих, в лучшем смысле хозяев своей земли и своего слова.

Наталья Курчатова

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *