Заметки на полях «нечуваной свободы слова» по-украински

Заметки на полях «нечуваной свободы слова» по-украински

На Украине продолжается «жизнь по-новому» и «нечувана свобода слова», сопровождаемые сужением прав и свобод человека и гражданина. В сущности, по итогам Майдана был установлен режим прямой реакционной диктатуры крупного капитала, предполагающий одну, «единственно правильную», точку зрения на происходящие в стране события. С 2014 года в стране действует самовоспроизводящийся маховик репрессий против «неблагонадежных» лиц

Заметки на полях «нечуваной свободы слова» по-украински

Зачистка медиаполя под правящий на Украине режим начался еще весной 2014 года, когда был введен запрет на вещание российских телеканалов. В целом, вопрос с телевидением украинские власти практически решили. Так, украинское издание «Новое Время» совместно с мониторинговым агентством «Медиапульс» изучили содержание итоговых выпусков новостей с сентября 2016-го по май 2017-го: в колоссальном массиве информации нашлось всего лишь 6% относительно критичных высказываний о Порошенко (притом в 2014-2015 годах этот показатель и вовсе составлял 2%).

Без малейшей реакции со стороны компетентных органов и большинства коллег по цеху остались нападения «патриотической общественности» на телеканал «Интер» и блокада NewsOne. Ходят слухи о грядущем непродлении лицензии телеканала «112-Украина».

Похожими методами загоняют в стойло печатные издания, радио, интернет-порталы. С кем из владельцев СМИ не удается договориться по вопросу изменения информационной политики, соответствующие медиаресурсы становятся объектом расправ со стороны ультраправых и спецслужб, а также лишаются лицензий.

В полной мере это на себе прочувствовал медиахолдинг «Вести», который связывают с бывшим главой Министерства доходов и сборов Александром Клименко: еще летом 2014 года редакция газеты «Вести» была разгромлена ультранационалистами, а в марте 2017 года у одноименной радиостанции отобрали лицензию.

Широкий резонанс получило дело Игоря Гужвы, главреда интернет-газеты «Страна.ua», публиковавшей записи беглого депутата Онищенко о коррупции в высших эшелонах украинской власти. Примечательно, что когда Гужва вынужден был бежать в Вену, прося политического убежища, Аваков оценил свободу слова на Украине на «пять с плюсом».

Год назад Совбез Украины издал указ о блокировании российских соцсетей. Это стало определенным пробным шаром, а поскольку противодействия в обществе нет, то наверняка под блокирование попадут множество других интернет-порталов в период предвыборной кампании. Согласно принятой Совбезом так называемой Доктрины информационной безопасности, СБУ получает полномочия блокировать «неугодные» порталы.

Каток репрессий прокатился по целому ряду журналистов – Руслан Коцаба, Василий Муравицкий, Евгений Тимонин, Дмитрий Василец. Были убиты Олесь Бузина, Павел Шеремет, Сергей Сухобок, Ольга Мороз. То, что Аваков и Порошенко якобы взяли под личный контроль расследование вышеуказанных убийств, никоим образом не повлияло на наказание виновных.

Буквально на днях под каток «нечуваной свободы слова» попал главред РИА «Новости Украина» Кирилл Вышинский, коему инкриминируют государственную измену. Данное информагентство легально существовало с 2014 года, и его работа не вызывала вопросов у киевских силовиков. Но приближение избирательной кампании диктует свои законы – без стерилизации медийного поля у нынешних власть придержащих очень мало шансов остаться на украинском политическом Олимпе. Предоставляющее площадку для оппозиционных журналистов и экспертов РИА «Новости Украина» было «белой вороной» среди украинских интернет-СМИ, что, впрочем, не мешало порталу быть одним из наиболее посещаемых на Украине. Теперь же работа этой площадка заблокирована до лучших времен, следовательно критических стрел в киевскую власть будет лететь меньше.

Несмотря на то, что задержание Вышинского получило широкий резонанс в информационном поле, большинство его украинских коллег никак не отреагировало на произошедшее. А ведь ни одно СМИ не застраховано ныне от визита людей в форме – нет таких моделей поведения редакционных коллективов, которые бы гарантировали безопасность. Промолчало и большинство представителей оппозиционных к киевским властям сил (и тех, кто так себя идентифицирует)…

Выборы-2019 покажут, достигнет ли зачистка СМИ поставленных целей. Если, конечно, эти выборы состоятся. Ведь наверняка послемайданные власти мечтают ввести правовой режим военного положения, который позволит полностью задавить остатки оппозиции и нелояльных СМИ, а также, что самое главное, блокировать на неопределенный срок проведение выборов. Ведь в нынешней ситуации утрата власти в лучшем случае будет означать утрату активов, а то и личной свободы.

Макс Пэн, специально для News Front

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *