Сын за отца отвечает, или первый — пошел!

Задержание сына министра внутренних дел Арсена Авакова в Харькове удивило общественность лишь отчасти. Зачем трогать отпрыска, когда на родителе клеймо негде ставить? И кстати, почему и зачем он до сих пор на этом посту?

Бизнесмен

Все, кто давно знают Арсена Авакова, могут подтвердить: пока еще министр с законом всегда был, мягко говоря, фамильярен. С тех самых пор, как в 1982 году каким-то образом пропустил призыв в армию (тогда с этим было строго). Поступив в ХПИ, он стал активно участвовать в стройотрядовском движении, где на практике освоил работы с наличными мимо налоговой инспекции.

А затем была работа в ВНИИВО, плавно перешедшая в первоначальное накопление посредством скупки ваучеров и операций с векселями предприятий. До 2002 года Авакова знали мало: был бизнес, была скупка оставшегося после банкротства других. Так, кстати, и появилась местная медиа-империя.

И было убийство его бизнес-партнера Коновалова, которое так и не было раскрыто надлежащим образом. А раз оно до сих пор является «белым пятном», то четкую связь с Аваковым проводить не стоит. Замечу лишь, что и в 90-е, и позднее, до 2014 года, в Харькове «мокруха» в местном бизнесе практически не случалась. Ни Аваков-бизнесмен, ни Аваков-губернатор, ни Аваков-оппозиционер ни в чем подобном впрямую не замаран.

А вот Аваков-министр, напомню, внутренних дел — сколько угодно. Но об этом — далее.

В 2002 году мэром Харькова стал давний кореш Авакова Владимир Шумилкин. И вот тогда началось… В 2000 году аваковский банк имел только одно территориально обособленное отделение. В 2003-м их стало уже 18. В том же году АКБ «Базис» увеличил уставный капитал почти на треть, и его размер был доведен до 19,5 млн. грн., а в 2004-м он достиг уже 22,191 млн. Там же стали открывать счета большинства бюджетных организаций города. Почти все харьковские СМИ также оказались в руках Арсена Борисовича.

Когда же аваковские структуры захотели обеспечить себе контроль над всеми ТЭЦ, обслуживающими Харьков, терпению тогдашнего губернатора Евгения Кушнарева пришел конец. Будучи человеком государственного мышления, Евгений Петрович прекрасно понимал, что в случае банкротства банка, а такое случается в наших краях не только по желанию вышестоящих властей, полуторамиллионный город просто остановится. И он начал реструктуризацию, то есть разбрасывание денежных потоков по разным линиям. Тогда и выяснились политические пристрастия Авакова.

При Ющенко

Перед выборами 2004 года стало понятно, что структуры Авакова будут поддерживать Виктора Ющенко. Но как уверить избирателей, что эта команда националистов и компрадоров безопасна для Харькова и области? А очень просто: не педалировать неудобные вопросы и связать с ней наиболее популярных представителей бизнесменской обслуги. И, возможно, у Авакова бы получилось набрать для Ющенко в регионе более трети голосов, но грамотная работа штаба Януковича не дала им протащить «кота в мешке».

Напомню, что Ющенко проиграл на Харьковщине даже абсолютно незаконный «третий тур». Первый майдан заставил местных жителей и их представителей вспомнить, что они русские и не желают быть холопами при галичанах. До этого центральная власть была вполне себе травоядной, украинизировала медленно, а Россия вообще никак не присутствовала в местных раскладах.

Приезжая в Харьков, Ющенко и его сторонники говорили о коррупции и о том, как они «отделят бизнес от политики». Придя к власти, они поступили здесь как раз наоборот — губернатором был назначен Аваков. Разумеется, бизнес его никуда не делся, а даже стал расширяться.

12 февраля 2005 г. Аваков, типа, сложил с себя полномочия председателя наблюдательного совета ФПГ «Инвестор» и АКБ «Базис». Однако 21 апреля того же года генеральный директор входящей в его бизнес-империю компании ООО «Сбытовая сеть «Пятый элемент» (розничная сеть магазинов «Пятерочка») обращается с письмом к губернатору с просьбой оказать поддержку и содействие со стороны руководителей районных администраций в развитии розничной сети продовольственных магазинов «Пятерочка» в Харькове и области. В ответ губернатор обращается (письмо № 01-24/2826 от 13.06.05) к главам райгосадминистраций, исполкомов и мэрам городов с предложением рассмотреть возможность сотрудничества по развитию сети мини-маркетов «Пятерочка» в области.

Так франшиза на представление интересов российской торговой сети оказалась в руках губернатора, представлявшего украинских националистов. Шум в прессе и робкое шевеление правоохранителей заставили Авакова избавиться от этой части его бизнеса.

В политике же он шел по двум колеям. Первая из них — разгром с помощью тогдашнего главы МВД Луценко команды Евгения Кушнарева. Его пытались посадить, а 18 тысяч чиновников всех уровней, подобранных им и его предшественниками, были попросту изгнаны со службы.

С другой стороны, Аваков очень осторожно подходил к гуманитарнвм вопросам: украинизацию не форсировал, самосвятов и униатов не навязывал и сам стал филаретовским прихожанином только незадолго до своего увольнения. Он сознавался, что понятия не имел, кто такой Шухевич. Разве что в голодоморной истерии поучаствовал и вышиванку надел.

В 2006 году местные элиты на выборах, объединившись в Партию регионов, нанесли на выборах аваковской команде сокрушительное поражение. Облсовет подавляющим большинством голосов выразил недоверие губернатору, а новая городская команда во главе с Михаилом Добкиным и Геннадием Кернесом раскопала уйму случаев незаконного присвоения земельных участков как аваковскими структурами, так и его политическими единомышленниками. Так началась война за городские земли, ведущаяся с переменным успехом по сей день.

Когда стало понятно, что Ющенко не имеет никаких шансов на переизбрание, Аваков перешел к Юлии Тимошенко и вытеснил от ее юбки ее предыдущую команду в регионе. Облсовет с радостью еще раз выразил ему недоверие, которое на сей раз Ющенко удовлетворил с удовольствием.

Продолжение следует.

Марк Старолисов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *