Освобожденные осенью 2019 года из украинского плена одесситы Денис Хитров и Валерий Пикалов рассказали, как были захвачены СБУ, а также поделились впечатлениями от Донецка, куда переехали после состоявшегося обмена пленными.
7 сентября 2019 года Российская Федерация согласилась освободить задержанных за провокацию в Керченском проливе украинских моряков в обмен на тех, кого Киев арестовал по обвинению в «государственной измене и шпионаже». Среди них оказались и два кадровых офицера ВСУ Денис Хитров и Валерий Пикалов.
Как поясняют освобожденные одесситы, спецслужбы начали проявлять к ним внимание еще в 2014 году, после трагических событий 2 мая в Одессе. В городе начали «присматривать» за теми, кто был солидарен с протестующими, выступая против произвола украинских властей. Допустить наличия таких сочувствующих среди офицерского состава ВСУ киевские власти не могли.
«История наша началась после событий 2014 года, в частности, после событий 2 мая. Мы были неравнодушны к событиям, происходящим на территории Украины. Но уже в тот период СБУ начала на таких людей охоту», — рассказывает Валерий Пикалов.
На тот момент у украинских спецслужб не было поводов для обвинения офицеров, поэтому их начали провоцировать через внедренного агента. И весной 2017-го СБУ объявила об их задержании.
«Выяснили, какие у нас взгляды на события, происходящие в стране, и дальше через внедренного агента начали провоцировать на преступление по статье «Измена Родине», — вспоминает Пикалов.
Официальное обвинение инкриминировало задержанным «создание разведывательной сети, которая работала на ГРУ России и контролировалась непосредственно из Москвы». Помимо Пикалова и Хитрова, обвинения выдвинули в адрес одесской активистки Елены Бобовой, а также гражданина Молдовы Петра Мельничука.
По версии СБУ, все указанные лица якобы прошли подготовку в рядах ГРУ РФ, после чего были переброшены в Одессу для вербовки сотрудников стратегических предприятий, военных объектов, а также военнослужащих ВСУ. Помимо этих обвинений, в предъявленном подозрении были еще десятки пунктов: слежка за украинскими активистами, фиксация передвижений военной техники и личного состава войсковых частей, сбор информации и так далее.
В застенках СБУ задержанным сразу же предложили оклеветать остальных арестованных в обмен на собственную свободу. По словам офицеров, психологическое воздействие применялось к ним на протяжении всего срока пребывания под стражей.
«Прямого физического воздействия и пыток не было, но оказывалось психологическое давление. Были предложения дать показания на других задержанных в обмен на освобождение», — вспоминает Хитров.
В то же время законной процедуры следствия не было. Никаких аргументированных обвинений в адрес задержанных так и не выдвинули, потому что, если бы дошло до честного суда, всех обвиняемых в «госизмене» пришлось бы отпустить. Однако спецслужбы делать этого не спешили, а потому под надуманными предлогами переносили слушания.
«То прокурор не явился, то следователь. Продолжать можно было бесконечно. Я считаю, что нам крупно повезло: мы пробыли в местах заключения два с половиной года», — признается Валерий Пикалов.
После задержания в Одессе подозреваемые были доставлены в Киев, а оттуда – снова в Одессу. Было понятно, что сотрудники СБУ, не имея доказательной базы, хотят сломить людей и заставить их признать вину за преступления, которых они не совершали, а главное – оклеветать других обвиняемых. На протяжении всего времени заключения на них оказывалось давление, сыпались угрозы. Сотрудники в красках объясняли, какое будущее их ждет, если они не начнут сотрудничать со следствием.
Кто знает, сколько еще могло бы длиться их заключение, если бы в сентябре 2019 года Киев не принял решение обменять «агентов» на задержанных за провокацию в Керченском проливе моряков. Благодаря этому обмену Денис Хитров и Валерий Пикалов смогли покинуть территорию Украины. После завершения процедуры обмена они отправились в Донецкую Народную Республику, на территории которой проживают в настоящий момент. По их словам, многое оказалось для них неожиданностью, включая прием, который им оказали в ДНР.
«Прибыли в город Донецк, нас поселили, создали нам условия. Мы получили паспорта граждан ДНР в максимально сжатые сроки», — рассказывает Пикалов.
Его слова подтверждает и Денис Хитров. Отдельно он отмечает отношение простых жителей Донбасса, которые готовы прийти на помощь другим, даже когда сами находятся в сложной ситуации. По словам Хитрова, эта особенность жителей ДНР вселяет большой оптимизм:
«Меня поразило, как нас встретили — тепло, радушно, всячески оказывали и на данный момент оказывают помощь».
Георгий Медведев, специально для Новостного агентства «Харьков».