Павловский: забастовки эффективны в умелых руках

Павловский: забастовки эффективны в умелых руках
Глеб Павловский Глеб Павловский политолог, журналистГлеб Павловский

Глеб Павловский

политолог, журналистГлеб Павловский

К массовым акциям протеста после выборов президента Белоруссии стали присоединяться все больше работников белорусских предприятий.

В четверг более тысячи рабочих завода БелАЗ (одного из крупнейших в Белоруссии) протестовали в Жодино, требуя убрать ОМОН из города. По словам сотрудников предприятия, силовики арестовали их коллег, которые возвращались со смены. Они также были возмущены тем, что милиция использовала автобусы БелАЗ для задержания демонстрантов. Рабочие выдвинули ряд требований: отставка действующего президента и правительства, прекращение уличного насилия, освобождение всех задержанных и политических заключенных, а также новые справедливые выборы. Если запросы будут проигнорированы, БелАЗ объявит бессрочную забастовку в понедельник 17 августа.

Также массовые протесты начались на Минском автомобильном заводе, Гроднопромстрое, градообразующем предприятии ГродноАзот. Протесты поддержали работники из области культуры.

Сотрудники Белгосфилармонии исполнили молитву Магутны Божа — гимн послевоенной белорусской эмиграции. Купаловский театр и Национальный академический театр имени Янки Купалы объявили о прекращении спектаклей до тех пор, пока в стране не изменится ситуация.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с политологом Глебом Павловским о влиянии забастовок предприятий на политический процесс. 

— Насколько эффективна забастовка как инструмент протестной активности? 

— Я думаю, что в данном случае надо говорить не о протестной активности, которая может иметь любой источник, например, требования более высокой зарплаты или социальных гарантий, а о политической забастовке. Она сильно отличается по мотивам и рискам от других. Политическая забастовка является серьезным инструментом, когда она достаточно массовая или относится к важным символическим предприятиям. Например, забастовка шахтеров Кузбасса в 1989 году или польская забастовка солидарности на судостроительных верфях. Что касается Белоруссии, то тут пока не ясна массовость. Похоже, что массовость забастовки растет, но это выходные дни, поэтому очень трудно сказать, насколько она действительно растет. 

— Эффективен ли он сегодня или же он присущ в первую очередь индустриальным экономикам? 

— Индустриальная экономика в чистом виде уходит в прошлое. Сейчас экономика более сложная, и индустрия занимает в ней некий сектор. Важно то, как это воспринимается в том обществе, где это происходит. Каждое общество имеет какие-то символические профессии, у кого-то это врач и учителя, а у кого-то рабочие БелАЗа. Важно, как на это реагируют люди, и насколько у них это создает ощущение, что политическая сцена сдвинулась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *