Михаил Хазин: Откуда паника: Трамп хочет на пару с Путиным поделить мир?

Михаил Хазин: Откуда паника: Трамп хочет на пару с Путиным поделить мир?

Михаил Хазин: Откуда паника: Трамп хочет на пару с Путиным поделить мир?

Когда я в начале марта был в Праге, у меня состоялась беседа с чешским журналистом – в том числе о событиях 1968 года, когда СССР ввел в Чехословакию войска в ответ на ее демарш против Москвы. Я тогда сказал, что свою роль в этой истории сыграли и США. Журналист возразил: дескать США впрямую в события «Пражской весны» не были вовлечены. Я тогда спорить не стал, но сегодня, с учетом предстоящей встречи Путина и Трампа, считаю необходимым эту свою позицию прояснить.

Логика «ялтинской» системы была в том, что две сверхдержавы, СССР и США, поделили мир на три большие части: зона влияния СССР, зона влияния США и территории, на которых любые действия требовали согласования позиций двух держав. Соответственно часть стран, входивших в третью группу, создала «Движение неприсоединения», целью которого было повышение их политического веса.

В 1968 году Чехословакия входила в сферу влияния Советского Союза и в военную организацию Варшавского договора. Любая слабость СССР в отношение событий в этой стране неминуемо создавала прецедент нарушения «ялтинского» консенсуса в пользу США.

На территории ЧССР, кстати, советских войск не было. И по этой причине принятие решения о выходе из Варшавского договора и тем более разрешение на американские базы, пусть даже на первом этапе маловероятное, не могло не вызвать крайне резкой реакции на Старой площади (где тогда сидел аппарат ЦК КПСС, в Кремле тогда сидело руководство Совмина).

То есть даже если непосредственно США на тот момент в ЧССР не работали (хотя мне это не кажется очевидным), сам факт существования США и Ялтинской системы делал практически неизбежным резкую реакцию СССР на сложившуюся ситуацию.

В конце 80-х годов «ялтинский мир» прекратил свое существование, и начиная с 1991 года правила общежития практически во всем мире начали писать США. Да, внутрь некоторых стран они не очень лезли, но правила взаимоотношений контролировали довольно жестко. И вот здесь нужно отметить одно крайне важное обстоятельство. Как показал опыт Чехословакии 1968 года, мало правила написать. Нужно еще иметь возможность жестко их вменять тем, кто не хочет их исполнять. А это требует довольно больших ресурсов (и инфраструктурных, и денежных). Причем чем больше сфера контроля, тем больше нужно ресурсов.

 

Проблемы США, которые начались с 2000-х годов (точкой отсчета стали теракты 11 сентября 2001 года), связаны с тем, что нарушители правил стали расти, как грибы после дождя, а вот как им отвечать, становилось все менее понятно. Ну действительно, теракты 11 сентября точно правила нарушали, но кого и как наказывать? США наказали своих граждан, отменив в их отношении презумпцию невиновности (согласно «патриотическому акту» обвиняемые в терроризме лишаются всех гражданских прав), наказали Ирак и Афганистан. Причем убили там сотни тысяч людей сами – а еще миллионы умерли «попутно». Однако степень «адекватности» мира увеличить не смогли. И от той стабильности, которая была в 70-е годы, мир становился все дальше и дальше. 

И в этой ситуации проблемы начались не только у США, но и у «малых стран». Поскольку все попытки следовать правилам США ведут к тому, что США требуют от них дополнительного финансирования для обеспечения механизмов, эти правила подтверждающих (типа НАТО). Но и отказываться тоже страшно: это требует взять ответственность за будущую судьбу страны на себя, а в местных элитах даже близко нет людей, которые были бы готовы к такой ответственности.

Даже в таких крупных странах как Германия или Великобритания политические элиты не готовы взять на себя ответственность. И уж точно не готовы объяснять избирателям, что в условиях экономического кризиса и падения уровня жизни, необходимо увеличивать расходы на политическое обеспечение своих стран. Что вместе с США, что вопреки США. И именно эта ситуация резко увеличивает политическую напряженность внутри большинства стран мира.

А что касается Трампа, он точно не готов больше тратить ресурсы США на поддержку порядка, который до того работал на его врагов из мировой финансовой элиты. И поскольку альтернативы нет, он предлагает вернуться к аналогу даже не предшествовавшей «Pax Americana» ялтинской системе, а к системе «великих держав» конца XIX – начала ХХ века.

И у меня есть подозрения, что истерика по поводу предстоящей встречи Путина и Трампа связана как раз с тем, что некоторые представители «старого» порядка (то есть представители финансовой элиты) подозревают, что как раз на этой встрече Трамп и предложит Путину перейти к такой системе. После чего они раскроют карты мира и начнут на ней рисовать красные линии… Причем ни с кем (кроме Си) не советуясь…

Конечно, может, я и не прав. Но, все-таки это достаточно правдоподобная гипотеза, чтобы у многих (в том числе у представителей некоторых европейских стран) вызвать серьезную истерику. Особенно у тех, которые пока не понимают, по какую сторону от этих красных линий они окажутся …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *