Прошедший в городе Находка фестиваль японского кино, организованный Генеральным консульством Японии во Владивостоке, мог бы пройти под заголовком по цитате М.Ю. Лермонтова: «Вам скажут всё и даже с прибавлением».
Как сообщило агентство PRIMPRESS (Новости Приморского края), гостям раздавали выпуски журнала «Niponica», где вперемешку с рекламами товаров красовалась карта Японии, в которой в состав префектуры о-ва Хоккайдо были включены Южные Курилы.
Мероприятие было вполне официальным, его открывал вице-консул по вопросам культуры японского диппредставительства Сакураги Юсукэ. А сам журнал издаётся министерством иностранных дел Японии.
Организаторы утверждали, что фестиваль направлен не только на приобщение россиян к японскому киноискусству, но и на развитие и укрепление добрососедских отношений между Россией и Японией.
Но хитромудрым японцам удалось всё с точностью наоборот — неравнодушные российские граждане обратили внимание Представительства МИД России во Владивостоке на этот географический казус. То, в свою очередь, отреагировало направлением Генконсульству Японии ноты протеста.
Мероприятие тем не менее сорвано не было, но, как говорится, «осадок остался». Причём уроки японцам не идут впрок.
Уже не первый раз, когда россияне обнаруживают в журнале «Niponica» свидетельства того, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Плоские (Хабомаи) становятся жертвами картографической агрессии — из состава Сахалинской области перекочёвывают в префектуру Хоккайдо.
В 2018 году аналогичный японский кинофестиваль проходил на Камчатке и его гости обнаружили в журнале ту же нахальную заявку на наши острова. После возмущённой огласки глава японской делегации, генеральный консул Касаи Тацухико, выразил сожаление и дал обещание впредь не распространять подобного рода фальшивки. Но обещаний хватило ненадолго, память в очередной раз подвела.
Японцы слывут чуть ли не самой вежливой и деликатной нацией на планете. Тонкость национального характера проявляется в тех же незаурядных кинофильмах, в поэтических трёхстишьях «хокку», в изящных произведениях искусства, в мудрых и красочных пословицах, в умении держаться с глубоким внутренним достоинством и вежливой предупредительностью. Но в вопросе о Южных Курилах вся комбинация редких черт японского характера куда-то исчезает, выветривается, срывается, как в пропасть.
Что уж тут говорить, если на встрече «Большой двадцатки-G20» в 2019 городе в Осаке японские хозяева дошли до того, что намеренно и многозначительно посадили именно нашего президента прямо под огромной схемой, на которой так же, как и в журнале «Niponica», Южные Курилы изображались японскими!
Такое безапелляционное (если не сказать глупое) упрямство наводит на мысль: а, может быть, наконец, и нам стоит умерить наше традиционное гостеприимство и радушие в отношении наших соседей, одержимых навязчивой манией завладения нашей территорией?
2020 год проходит под эгидой российско-японских межрегиональных и побратимских обменов. Мероприятий запланировано много, в том числе и культурно-образовательных. Раз ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза японские представители не понимают простых истин, игнорируют, будучи гостями, элементарные правила вежливости, равно как и здравый смысл, МИД России в лице его представительств на Дальнем Востоке стоит включить контрольные функции при проведении любых мероприятий с Японией. Заранее проверять, какого рода материалы готовятся к распространению, с какими эмблемами, значками, картами, буклетами, журналами и прочими публичными атрибутами пожалуют наши гости.
Это ничуть не будет выглядеть враждебно — раз мероприятия проводятся на нашей территории, то российская сторона имеет полное право быть информированной о всех деталях в полном объёме. Да и у японцев окажется в итоге меньше конфуза и неприятных ситуаций – поможем им «сохранить лицо», раз они сами об этом своём исконном правиле не заботятся. В противном случае ведь вновь им придётся получать ноты протеста, выражать сожаление, обещать в очередной раз, что такое больше не повторится. Всё это, как выражается министр иностранных дел С.В. Лавров, как-то «не по-взрослому».
Но и при визитах наших делегаций в Японию по линии всевозможных обменов и программ посольству и генконсульствам России следовало бы проводить открытую профилактику рецидивов японского имперского мышления. В Токио должны твёрдо знать, что соблазн обращать наших граждан в свою веру по поводу принадлежности Курильских островов неизбежно негативно отразится на том или ином совместном мероприятии, с самыми неприятными для хозяев демаршами, если вообще не сорвёт его. И бояться и деликатничать по этому поводу не надо.
Нам пора, помимо дежурных нот протеста, включать более жёсткое и действенное принудительное лечение от этой трудной зависимости японцев, выражающейся в пословице «Янаги ни кадзэ» («пропускать сквозь себя, как ива ветер»). Наш аналог про кота Ваську будет попроще, но смысл тот же. Пора ставить капельницу и капля за каплей вливать нашим соседям осознание того, что путь, по которому они бредут, никуда их не приведёт, как бы они ни пытались убедить себя и даже нас в том, чего не будет никогда.
Японцы – прекрасные инженеры – это неоспоримо. Но им стоит учитывать, помимо законов физики и механики, не менее важный в данном конкретном случае и один из Законов Мёрфи: «Даже если у прибора огромный запас прочности, какой-нибудь изобретательный умник непременно найдёт способ его превысить и разрушить коллективно-созданное устройство».