Что ждет украинский языковой закон?

Что ждет украинский языковой закон?
Что ждет украинский языковой закон?

В скором времени вступает в силу одиозный украинский закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который совершенно справедливо назвали «геноцидным». В связи с этим Россия снова обратилась в СБ ООН с просьбой провести заседание по поводу этого дискриминационного по своей сути «прощального подарка Порошенко».

На Украине в предвыборный период также обостряется борьба по языковому вопросу. Возможно ли остановить закон, означающий насильственную ассимиляцию русскоязычного большинства страны?

Как правильно сварить лягушку

Существует легенда, что, если лягушку поместить в холодную воду и постепенно нагревать, она не заметит, как сварится. Но если бросить в кипяток сразу, она выпрыгнет. В реальности все с точностью до наоборот, но реальность никогда не бралась в расчет украинскими нацистами.

Украинизаторы варят языковую лягушку постепенно. Процесс насильственной украинизации стартовал сразу же после провозглашения независимости Украины. После долгой борьбы за языковые положения Конституции Украины в 1996 г. был утвержден «компромиссный» вариант статьи 10 Основного закона, придавший украинскому статус единственного государственного, но гарантирующий свободное развитие русского языка и языков национальных меньшинств.

Но в 1999 г. по представлению националистических депутатов Конституционный суд дал официальное толкование статьи 10, которое гласит, что украинский язык как государственный является обязательным средством общения на всей территории Украины не только в работе органов государственной власти, но и в других публичных сферах общественной жизни. Это решение стало стартом для принятия десятков законов и сотен подзаконных актов, почти полностью вытеснивших русский язык из правового поля.

После прихода к власти В. Януковича народные депутаты из Партии регионов В. Колесниченко и С. Кивалов подготовили закон «Об основах государственной языковой политики», который, фактически превратив русский язык из языка межнационального общения в язык меньшинства, все же открыл путь к приданию ему статуса регионального, чем и воспользовался ряд юго-восточных регионов страны. Даже после неонацистского переворота 2014 г. тогдашний «спизидент» А.Турчинов не решился на отмену завоеваний многомиллионной русскоязычной общины. И лишь 28 февраля 2018 г. режиму Порошенко удалось протащить через Конституционный суд признание «закона Кивалова–Колесниченко» неконституционным.

Так или иначе, насильственная украинизация ни на день не сбавляла оборотов, а после госпереворота захватившие парламент нацисты внесли несколько десятков поистине «драконовских» языковых законопроектов. В них содержались такие одиозные положения, как создание института языковых инспекторов, введение штрафов за грамматические ошибки в использовании «дермовы» и уголовной ответственности за отказ говорить на украинском, а также предоставление врачам, полицейским, учителям и т.д. права отказывать в обслуживании людям, говорящим не на государственном языке. Если бы закон был принят в таком виде, то несчастным больным и роженицам пришлось бы являться в операционную с переводчиком.

Принятый же Верховной радой закон, хотя и избавился от самых вопиющих новелл, на законодательном уровне закрепил дискриминацию русскоязычного большинства Украины и национальных меньшинств, чьи языки не являются официальными в ЕС. Кроме того, любые попытки ввести в стране многоязычие стали квалифицироваться как уголовное преступление, а сама мова приравнена к государственным символам Украины с соответствующими уголовными последствиями за «надругательство». Впрочем, о самом законе написано достаточно много.

Мина под Зеленского

Принять закон о языке уходивший режим Порошенко откровенно спешил. Парламент утвердил его 25 апреля, а сам экс-главарь киевского режима подписал дискриминационный и антиконституционный документ 15 мая, за пять дней до инаугурации новоизбранного президента В. Зеленского.

В результате бывший комик оказался в крайне сложном положении. С одной стороны, «часики тикают», и законопроект станет законом уже 16 июля, с другой – русскоязычный электорат, который и подарил Зеленскому огромный результат на выборах, не простит начавшегося геноцида. Все это происходит на фоне избирательной кампании, где рейтинг президентской партии «Слуга народа» начинает падать.

Принимать какое-то решение или хотя бы задекларировать свою позицию по языковому вопросу необходимо срочно, но проблема в том, что позиции как таковой ни у самого Зеленского, ни у его соратников нет. Сам В. Зеленский во время предвыборной кампании заявлял, что «украинский язык – единственный государственный язык в Украине. Так было, так есть и так будет. По этому вопросу – никаких компромиссов. Вопрос в методах, которыми мы воплощаем в жизнь этот стратегический курс. Моя принципиальная позиция – государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний». И обещал, что «после моего вступления в должность президента будет сделан тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины».

Явно колеблется и его команда. Если совладелец «95-го Квартала» Б. Шефир считает, что «закон о языке нужно отменить и принять нормальный закон. Это первый шаг для отмены войны», то глава администрации президента А.Богдан «разрешил» Донецку и Луганску «государственный – украинский, региональный – русский», но «при условии, что после этого они – территория Украины». Что же касается других регионов, Богдан выразился очень туманно: «Давайте тогда всех заставим разговаривать по-украински? Тогда остановимся на том, что Украина – это у нас будет Тернопольская, Львовская и Ивано-Франковская области. Мы должны искать компромиссы или мы должны всем навязывать мнение какой-то части Украины?»

Как хочешь, так и понимай. То ли действительно нужно заставить, чтобы галицаи не остались в одиночестве, то ли они как раз и должны поискать компромисс.

Как бы ни хотелось «Слугам» объехать «на кривой козе» острый вопрос, полумерами обойтись они не смогут. Любые попытки введения многоязычия, включая региональные языки, по принятому новому закону являются уголовным преступлением. Закон придется либо менять, либо отменять, либо оставить все как есть в надежде проехать в парламент на временной популярности Зеленского, а там хоть трава не расти.

Пока коллективный «95-й Квартал» мнется, представители «Оппозиционного блока» внесли в Конституционный суд представление о конституционности закона о языках. Как говорится в документе, закон вводит дискриминацию национальных меньшинств, языки которых не являются языками стран ЕС, создает необоснованные преимущества для крымских татар, противоречит положению Конституции о свободном развитии русского языка, а также нарушает целый ряд положений Основного закона и международных договоров Украины.

Европа может подождать

Достаточно критическую оценку вызвал «мовный» закон и в Европе. 12 марта Совет Европы призвал Киев отложить принятие закона о тотальной украинизации. А 22 мая руководитель мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы обратился в Венецианскую комиссию с целью получения заключения относительно закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Сама же комиссия ранее рекомендовала внести изменения в вышеупомянутый закон, чтобы решить проблему дискриминационного отношения к языкам национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС. Например, дискриминацию русского языка.

О том, что не нужно спешить, говорили и представители Европейской комиссии. По словам М. Косьянчич, «мы в курсе, что парламент Украины одобрил новый языковой закон, мы ожидаем публикации окончательной версии закона, чтобы изучить его содержание. Мы неоднократно подчеркивали, что власти Украины должны внести этот документ для рассмотрения Венецианской комиссией Совета Европы перед его вступлением в силу».

Обеспокоены и в ООН. Как сказано в докладе управления Верховного комиссара ООН по правам человека о состоянии с правами человека на Украине за период с 16 февраля по 15 мая 2019 года, «следует без необоснованных проволочек разработать закон о защите языков меньшинств, поскольку действующая правовая база не дает достаточных гарантий защиты и использования таких языков». Об этом же заявила и глава миссии Ф. Фрейзер, отметившая, что, «хотя это законное право государства – укреплять роль ее официального языка, необходимо разработать специальный закон, чтобы обеспечить справедливое соотношение между защитой языковых прав меньшинств и сохранением государственного языка как одного из инструментов для интеграции в обществе». Соответствующие рекомендации переданы украинскому омбудсмену Л. Денисовой.

Махровым же нацистам, пришедшим к власти на волне евроинтеграционных лозунгов, на Европу наплевать.

Есть у революции начало, нет у революции конца

Сопротивление «коллективного Порошенко» любым попыткам смягчить лингвоцид – безумное. Как недавно заявил вице-премьер Украины В. Кириленко, надежды на Конституционный суд практически нет, защитить украинский язык могут только люди: «Значит, новый «языковой майдан» не за горами». О новом госперевороте, если Зеленский решит отменить языковой закон, говорит и «культурный» вице-премьер П. Розенко: «В свое время один «фунт» для одного президента уже отменял закон об украинском языке и писал новый. Судьба этих проходимцев известна: отгребли – и за «поребрик»… А украинский язык был и будет… Даже и не думай…те!! Можем повторить».

В свою очередь спикер ВР А. Парубий, окопавшийся ныне в порошенковской партии ПЕС, пригрозил новой команде, что «земля под вами будет гореть». А его фюрер пишет: «Любые действия, противоречащие курсу на окончательный разрыв с российским колониальным прошлым, на укрепление украинской идентичности, атаки на украинский язык или церковь получат наш решительный отпор. Для того я остаюсь в политике, а партия идет на выборы».

Комментируя предложение о региональных языках А. Богдана, Парубий тут же поспешил заявить, что «с удивлением прочитал интервью руководителя Офиса президента Украины, в котором он заявил, что новая команда намерена вернуть региональные языки. Хочу подчеркнуть, что Верховная рада совсем недавно приняла закон о единственном государственном языке, и мы не позволим вернуться ко временам закона Колесниченко–Кивалова, который под видом региональных языков ставил своей целью просто уничтожить украинский язык в Украине».

Майданы, конечно, без Вашингтона не работают, но не будем забывать, что Украина буквально нашпигована тысячами закаленных в боях нацистских карателей, которые снова готовы броситься в бой за бандеровские идеи. Особую мотивированность им придает угроза понести ответственность за ужасные преступления против мирного населения Донбасса. Явно не жалует новоявленного президента и армия, которая фактически объявила о неподчинении главнокомандующему, усилив обстрелы Донбасса. Армейцам тоже тревожно. Генеральная прокуратура неожиданно для всех пришла к выводу, что войска находятся в Донбассе незаконно. Это было понятно изначально, но при смене государственного курса многие военные преступники, утюжившие мирные кварталы из всех стволов, могут оказаться на нарах.

Все это отребье, вынесенное наверх благодаря перевороту 2014 года и нажившееся на войне, вполне может совершить новый силовой захват власти. Тем более что нацисты уже угрожают Зеленскому повешением на Крещатике.

Зеленский же, что называется, «не держит» власть. Невооруженным глазом   видно, что ситуацией он не управляет. Ему бы день простоять, да ночь продержаться, где уж думать о языковых правах граждан. Тем более что ему этого и не очень хочется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *