Евразийская пятерка — 2020, три главных события: Белоруссия

Евразийская пятерка - 2020, три главных события: Белоруссия
Евразийская пятерка - 2020, три главных события: Белоруссия

Минувший год стал для Белоруссии самым сложным за последние десятилетия. События, которые происходили как внутри республики, так и вокруг нее, продемонстрировали неспособность руководства страны успешно решать накопившиеся проблемы прежними способами. При этом ряд решений, которые предпринимались властями Белоруссии, привели к крайне негативным результатам в социально-экономической и общественно-политической жизни государства.

Среди наиболее важных комплексов событий, которые потрясли Белоруссию в течение прошлого года, стоит отметить: а) пандемию коронавирусной инфекции, б) изменения в процессе обеспечения энергетической безопасности и в) выборы президента. При этом каждый из указанных комплексов, переплетаясь друг с другом, оказал серьёзное влияние на будущее развитие республики.

1

С момента объявления в марте Всемирной организацией здравоохранения пандемии Covid-19, власти Белоруссии избрали собственную модель борьбы с инфекцией. В стране не вводилось чрезвычайное положение (ЧП), предприятия и учебные заведения продолжили работать, а президент объявил происходящее «коронопсихозом». Белорусский лидер посоветовал всем лечиться работой на свежем воздухе, а также баней и правильным питанием.

Даже после того, как в середине года стало известно, что Александр Лукашенко сам переболел коронавирусом, он не пересмотрел свои взгляды и продолжил отказываться от ношения маски и прочих мер безопасности.

В то же время в стране на фоне отсутствия официального ЧП медики и простые граждане боролись с пандемией доступными им средствами. В стране повсеместно появились санитайзеры, белорусы в массе своей сами ограничили круг общения, что привело к фактическому закрытию кинотеатров, кафе, некоторых магазинов и отмене массовых мероприятий. Исключениями, по требованию Лукашенко, стали лишь Республиканский субботник и парад Победы 9 мая.

Подобная двойственность в действиях белорусских властей, как считают аналитики, стала одной из главных ошибок руководства республики, которая значительным образом повлияла на дальнейшее развитие событий в стране. В белорусском обществе возникло ощущение того, что власть попросту бросила своих граждан на произвол судьбы. Вследствие этого в Белоруссии перестали доверять официальной статистике о числе заболевших и умерших от коронавируса, а противники Лукашенко воспользовались ситуацией в своих интересах. Руководство страны объявлялось главным виновником происходящего, а любое действие властей расценивалось оппозицией только с негативной точки зрения. Например, когда весной президент отказался закрывать границы, сославшись на бесполезность данного шага, противники белорусского лидера обвинили его в беспечности. В то же время после того, как с 21 декабря власти закрыли в целях стабилизации эпидемиологической обстановки границу для выезда, оппозиция вновь возмутилась, обвинив руководство республики в попытке создать из страны концлагерь. В целом же пандемия коронавируса, действительно, стала одним из триггеров роста недоверия к Лукашенко и его политике.

2

Параллельно с Covid-19 белорусским властям пришлось решать вопрос с поставками в страну углеводородов и завершения строительства Белорусской атомной станции (БелАЭС). И если вопрос о цене на газ был с трудом, но решен в феврале, то нефтяное противостояние с Москвой стало для Минска серьезным испытанием. Приняв в конце 2019 года решение поторговаться с российскими поставщиками нефти, он практически полностью лишил себя в первом квартале поставок сырья на местные НПЗ. Результатом этого стали потери страны как при закупке «альтернативной» нефти, так и доходов от экспорта нефтепродуктов. Достигнуть соглашения помог кризис на мировом рынке, обрушивший цены, после чего в марте Россия пошла на уступки, частично компенсировав премию своим компаниям за счет федерального бюджета.

Трёхмесячное противостояние, на которое наложил свой отпечаток и мировой кризис, привело к тому, что бюджет РБ недополучил в 2020 году около $1-1,15 млрд. Это огромная сумма, равная приблизительно 1,7% ВВП страны. Хотя, как считают многие аналитики, руководству республики удалось компенсировать её госкредитом, о котором договорились Александр Лукашенко и Владимир Путин в Сочи в середине сентября. Несмотря на это, нефтяной конфликт по праву можно считать одним из главных событий Белоруссии 2020 года, который оказал прямое воздействие на экономику республики, а с ней и на политическую ситуацию в стране.

 Свои промахи в политике и экономике власти республики попытались компенсировать идеологически важным для себя запуском Белорусской атомной станции, которая расположена недалеко от литовской границы в Гродненской области. По окончании строительства она будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью в 2400 МВт и, по замыслу властей страны, позволит сократить зависимость от российского газа. Именно так в последние годы обосновывается в обществе необходимость существования БелАЭС. Физический пуск был осуществлен 20 августа, а 7 ноября Лукашенко официально открыл станцию, после чего она была включена в энергосистему страны. Планируется, что в промышленную эксплуатацию первый энергоблок будет введен в первом квартале 2021 года, а второй – в первом полугодии 2022 года.

Несмотря на начало работы станции, отношение к ней в белорусском обществе продолжает оставаться неоднозначным, чему способствует нагнетание обстановки со стороны прибалтийских республик, которые уже смогли добиться ограничения торговли электроэнергией, выработанной на БелАЭС. В этой связи остро встаёт вопрос об экономической целесообразности работы станции, что на фоне недоверия белорусского общества к атомной энергетике только усугубляет ситуацию внутри страны. В итоге на сегодняшний день запуск БелАЭС не принес никаких видимых экономических и политико-идеологических выгод, лишь дав возможность противникам Лукашенко лишний раз наброситься на него с обвинениями.

3

Пожалуй, самым важным событием в жизни Белоруссии и не только минувшего года, но и последних двух десятилетий стала президентская гонка, отмеченная не столько объявленной ЦИК очередной победой А. Лукашенко, сколько разразившимся после этого острейшим общественно-политическим кризисом. Еще до основного дня голосования белорусские власти сделали множество серьезных ошибок. В частности, после разрешения масштабных пиар-кампаний оппонентов Лукашенко в конце весны были проведены их массовые аресты. За решетку отправились представители оппозиции и наиболее популярные из претендентов на президентское кресло – блогер Сергей Тихановский и экс-банкир Виктор Бабарико.

Последующая ставка властей на то, что домохозяйка Светлана Тихановская, которой разрешили стать кандидатом в президенты, не будет интересна белорусам, также оказалась ошибочной. 9 августа граждане страны массово голосовали не за нее, а против Лукашенко. На избирательные участки пришло «электоральное болото», которое ранее не участвовало в выборах, считая их бессмысленными, и состоящее в массе своей из противников существующего режима. Объявленные 80% голосов, якобы отданные за Лукашенко, могли вызвать в обществе недовольство и небольшие протесты, если бы не события 9-12 августа, когда власти абсолютно бессмысленно устроили силовой разгон демонстрантов с применением оружия. Это, как считают аналитики, стало главной ошибкой Лукашенко и его окружения.

В результате произошла резкая политизация белорусского общества. Бежавшая из страны оппозиция создала свои структуры (Координационный совет, Народное антикризисное управление и пр.) и объявило борьбу с Лукашенко до победного конца. И несмотря на то, что в ходе продолжающихся по сей день протестов белорусские власти сумели не допустить государственного переворота, уровень доверия к ним (в первую очередь к силовым структурам) в обществе упал до рекордно низкой отметки. Это привело не только к политико-идеологическим изменениям внутри страны, но и к внешнеполитическим проблемам, в том числе в белорусско-российских отношениях. В Москве впервые за долгие годы настойчиво порекомендовали президенту РБ провести в стране мирные реформы. Однако на сегодняшний день все еще непонятно, пойдет ли белорусский режим на конституционные преобразования, либо ограничится косметическим поправками, которые сохранят власть в руках Лукашенко.

Кроме того, события 9 августа привели страну к небывалому до сих пор уровню международного давления. Официальный Минск фактически оказался в международной изоляции со стороны Запада. Считать Лукашенко легитимным главой государства согласились лишь Россия, Китай, Венесуэла и ряд стран, не играющих значительной роли на международной арене. Евросоюз и США, а вместе с ними и их партнеры отказались вести разговоры с Лукашенко, заявив о поддержке белорусской оппозиции и введя против Минска санкции. При этом если изначально санкционное давление не пугало белорусских чиновников, так как страна живет в подобных условиях последние два десятка лет, то теперь ситуация стала выглядеть угрожающе. Еще никогда ранее санкции не касались перспективы отключения страны от системы SWIFT, прекращения сотрудничества с международными финансовыми структурами, а также возможности введения ограничений в отношении Союзного государства (принятый в декабре в США «Акт о демократии в Белоруссии»). Все это уже понизило статус Белоруссии на международной арене и в глазах иностранных инвесторов. Кроме того, возникли проблемы и у белорусского Олимпийского комитета, что серьезно ударило по идеологической модели республики и роли в ней Лукашенко.

Дополнительно ко всему наступающая изоляция со стороны Запада заставляет Белоруссию двигаться в сторону России, чего Минск последние годы всячески стремился избегать. Осенью, получив поддержку со стороны Москвы, белорусский лидер был вынужден вновь заговорить о необходимости интеграции, однако уже к концу года стало понятно, что никаких реальных шагов белорусские власти в данном направлении делать не планируют. В будущем это вполне может сыграть решающую роль в развитии ситуации как в белорусско-российских отношениях, так и внутри республики.

* * *

В целом 2020 год стал для Белоруссии годом потрясений и перемен. Совершенно очевидно, что произошедшими в ходе него событиями заложены основные тенденции дальнейшего развития страны на ближайшие годы. От того, какие выводы будут сделаны противостоящими силами, зависит будущее белорусского государства и общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *