Боливийский майдан, или, как свалить человека, вытащившего страну из нищеты

Боливийский майдан, или, как свалить человека, вытащившего страну из нищеты
12.11.2019
Боливийский майдан, или, как свалить человека, вытащившего страну из нищеты

Случилось то, что еще пару лет казалось невозможным. Последний из великих латинских левых лидеров – президент Боливии Эво Моралес подал в отставку на фоне идущего в стране переворота, который поддержали военные. «Я ушел, чтобы Меса и Камачо (лидеры боливийской оппозиции) не продолжили преследовать, похищать и третировать моих министров, руководителей профсоюзов и их родственников, для того, чтобы они прекратили преследовать цеховиков, независимых профессионалов и транспортников, у которых есть право на работу», — написал он в своем твиттере.

«Я хочу, чтобы народ Боливии знал, мне не нужно скрываться, пусть они проверят, своровал ли я что-нибудь. Если они скажут, что мы не работали, они увидят тысячи объектов, возведенных благодаря экономическому росту», — отметил Моралес. «Мы были у власти на протяжении 13 лет, девяти месяцев и 18 дней благодаря единству и воле народа. Нас обвиняют в диктатуре те, кто проиграл нам на стольких выборах. Сейчас Боливия свободна, дружна, полна достоинства, суверенности и экономической силы», — заключил он.

Вскоре с государственных постов также ушли большинство его сторонников: министр топливных ресурсов, министр по делам планирования, заместитель министра гражданской безопасности, заместитель министра финансов, а также губернаторы ряда боливийских департаментов и другие чиновники.

Ранее главнокомандующий вооруженными силами Боливии Виллимас Калима призвал президента Эво Моралеса уйти в отставку на фоне протестов в стране. «Учитывая эскалацию конфликта в стране, обеспечивая жизнь и безопасность населения, мы призываем президента государства отказаться от своего президентского мандата, чтобы сделать возможным умиротворение и поддержание стабильности на благо нашей Боливии», — сказал Калима во время пресс-конференции и, по сути, предал своего лидера.

Беспорядки начались 20 октября после того, как избирательная комиссия, не подсчитав все бюллетени, объявила, что второй тур выборов, о котором сообщалось первоначально, может не потребоваться. 46,86% получил Эво Моралес Айма. Его основной конкурент кандидат от партии «Гражданское сообщество» бывший президент Боливии Карлос Меса вышел на второе место с 36,72% голосов. Тот самый Карлос Меса, который вместе с предшественником довел страну до полной нищеты, передал ТНК Западу и был выгнан с гораздо более массовыми манифестациями, чем нынешние. Но он вернулся с лозунгом «Моралес всем надоел», рассказывал о коррупции и о «свободе» для молодежи, которой не будет при «диктаторе» Моралесе. Теперь «свободы» там будет выше крыши, заодно и перевороты пойдут как в старые добрые времена. С средины 80-х годов XX века Боливия стала одной из первых стран в Южной Америке, вставшей на рельсы неолиберальных преобразований. Как и в большинстве других государств, неолиберальная стратегия привела к массовым увольнениям, увеличению социальных диспропорций и росту бедности; в сочетании с экономическими неурядицами это спровоцировало всплеск общественного недовольства.

Требуя увеличить ренту от экспорта углеводородов, снизить тарифы на водоснабжение и прекратить уничтожение посевов коки, боливийцы вышли на улицы. Страну охватили так называемые «войны за газ, воду и коку». В результате масштабного политического кризиса произошел слом устоявшейся системы, и на авансцену выдвинулись ранее исключенные из политического процесса группы населения, политические силы и лидеры. Тогдашний президент Г. Санчес де Лосада (годы президентства 2002-2003), не справившись с натиском общественного протеста, вынужден был бежать из страны, а его оказавшийся в патовой ситуации приемник К. Меса Хисберт (2003-2005 гг.) подал в отставку спустя полтора года, оставив страну на грани коллапса.

На внеочередных всеобщих выборах в 2005 г. после продолжительного политического кризиса и многочисленных социальных выступлений, беспрецедентную победу уже в первом туре одержал лидер внесистемной оппозиции Эво Моралес Айма.

Вступив в должность, Эво Моралес прежде всего своим декретом национализировал нефтегазовую отрасль. Почти сразу власти запустили аграрную реформу и инициировали принятие новой конституции. Произошли изменения в сфере социальных гарантий. Масштабное реформирование государственного устройства началось с утверждением нового Основного закона страны в 2009 году. В 2013 г. Боливия достигла исторического максимума за последние 25 лет, продемонстрировав показатель роста экономики в 6,8%. Хотя затем темпы развития замедлились, страна оставалась среди лидеров в регионе по этому показателю. Добываемый на востоке страны природный газ Боливия поставляет в соседние государства – Бразилию, Аргентину, Уругвай и Парагвай. Помимо газа, Боливия продает золото (увеличив объемы его экспорта более чем в 4 раза), цинк, медь, олово, серебро и другие металлы [13]. Фактором экономического роста стали развитие строительной отрасли и финансового сектора, расширение фабричного производства и модернизация сельского хозяйства. Согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства, Боливия занимает шестое место в мире и находится в тройке лидеров в латиноамериканском регионе по потенциалу развития бизнеса и уровню предпринимательской активности (2014 г.). Более половины (58%) экономически активного населения видят хорошие перспективы для ведения бизнеса, а 47% готовы открыть собственную фирму в течение трех лет. С 2005 по 2015 гг. Оборот супермаркетов увеличился с 71 до 441 млн. долларов, а продажи ресторанов — на 686%. Правительство стремилось превратить Боливию из страны торговцев в страну производителей. Уличные торговцы, мелкие предприниматели в сфере городского транспорта и инфраструктуры, промышленники средней руки, фермеры и производители сельскохозяйственной продукции составляют класс новых «индейских капиталистов». Хотя Боливия остается одной из самых социально неблагополучных стран в Латинской Америке, в этой сфере был совершен рывок. Доля проживающих за чертой нищеты сократилась за время реформ почти вдвое, с 34,7 до 18,7%, доля бедных – с 63,9 до 36,3%.

Усилия государства сосредоточены на программах помощи неимущим, в основном путем адресных выплат пенсионерам, молодым матерям, многодетным семьям, финансирования обучения детей в школах. По темпам сокращения бедности в сельской местности Боливия лидирует в регионе. Безработица снизилась с 8,1% в 2005 до 3,2% в 2013 году, и это тоже лучший показатель в Латинской Америке. Минимальная заработная плата с 2010 г. выросла в шесть раз, а средний доход за 2014 г. увеличился на 20% и составил около 200 долларов.

И вот при всем этом для всего «цивилизованного мира» Моралес был очень плохой диктатор, против которого еще и санкции вводили. Моралес еще в 2011 году прекратил деятельность печально известного своей антироссийской деятельностью Агентства США по международному развитию (USAID) по аналогичным обвинениям о вмешательстве во внутренние дела страны. Через USAID в Боливии создавались «ударные» молодёжные группы, финансировались антиправительственные митинги и демонстрации, НПО подстрекались к радикализации действий. Еще раньше, в 2008 году, из Боливии было выдворено подразделение американского Управления по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration, DEA), которое, по данным боливийских спецслужб, занималось разведывательной деятельностью и координировало наркотрафик, вместо того, чтобы с ним бороться. Моралес назвал подобную деятельность США «колониальными войнами XXI века». В ответ президент получил убийственный доклад, опубликованный DEA в прошлом году, где рейтинг Боливии, наряду с Венесуэлой и Бирмой, оценивался, как самый низкий, «препятствующий исполнению международных соглашений по борьбе с наркотиками». В 2016 году США рассматривали даже возможность военного вторжения, но решили подождать и «доработать». Справедливости стоит сказать, что вера в старых соратников тоже подвели президента – начинавшие как пламенные революционеры, за 13 лет социалисты превратились в «приличных буржуа», которые все больше смотрели в сторону бывших хозяев страны. Как показали нынешние события, полностью была провалена и молодежная политика – старыми достижениями уже никого ни в чем не убедишь, а западная пропаганда дело свое делала и вот те, кого их отцы выгоняли поганой метлой уже казались не монстрами, а милыми демократами.

Да, потом грянул кризис, цены на нефть упали и ВВП опустился до 3%, но уровень жизни хоть и упал, но рядом не стоял с тем, что было до Моралеса. Зато все больше стало появляться «старых светлых лиц», а заодно и пропаганда была увеличена в разы. А дальше просто классика – либералы и сторонники бывшего президента – журналиста уже владели соцсетями, с элитой шли переговоры, на тему что они поимеют, от свержения руководства, работа НКО увеличилась в разы и вот результат.

А теперь Моралес устал и ушел.

Никому все это ничего не напоминает?

РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *