Семнадцатого января в «Незалежной» свершилось то, что давно предсказывали многие эксперты и аналитики – западный спецпроект «Антироссия» официально стал еще и антиправославным, антицерковным. Руководитель самообороны Майдана, организатор бойни в Одессе 2 мая 2014 года, создатель нацгвардии из боевиков «Свободы» и «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная в РФ), апологет бандеровщины и ультрарусофобии, по совместительству – спикер Верховной Рады западенец Андрей Парубий угрозами и шантажом депутатов добился поставленной ему цели. А цель была простая – принудить общины Украинской Православной Церкви присоединиться к созданному Петро Порошенко и Фанаром политическому кадавру под названием «Святейшая Церковь Украины» (в народе – ПЦУ). Принятый депутатами законопроект №4128 развязывает руки ненавистникам единственной канонической Церкви на украинской территории.
Хроника рассмотрения этого документа говорит о многом: он прошел только с третьей попытки, когда спикер Парубий обнародовал персональные списки голосовавших. После первой неудачи он возмутился тем, что в зале нет львовян, после второй – пригрозил каждому депутату персональной ответственностью перед обществом.
Когда перед третьей попыткой к Парубию подошел коллега Вадим Новинский и попытался объяснить, что регламент ВР запрещает повторное голосование по законопроектам в текущей сессии, ему была дана отповедь: «Отойди от меня, нечисть!» Контраргумент просто железный, его можно использовать и в ответ на обвинения Парубия в нарушении Конституции Украины, т.к. доработкой законопроекта по его указке занимался Комитет ВР по вопросам культуры и духовности, не имеющий права законодательной инициативы.
Так или иначе, законопроект парламентом принят, и теперь, как поведал «почетный патриарх» ПЦУ анафема-Денисенко, «Церковь, которая не хочет служить этой земле, Украине, должна искать себе другое место на земле». То есть политическое образование, созданное властями назло клятым москалям, лишний раз расписалось в том, что Богу в нем служить никто и не собирался. Порядок действий по отчуждению храмов и монастырей в его пользу прописан в новой редакции ряда статей закона закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Ст. 8 п. 2: «Членство в религиозной общине основывается на принципах свободного волеизъявления, а также на требованиях устава (положения) религиозной общины. Религиозная община по собственному усмотрению принимает новых и исключает существующих членов общины в порядке, установленном ее уставом (положением)».
На первый взгляд все вполне пристойно: каждая община сама вправе определить, кто является ее членом. Но чтобы этот порядок заработал, необходимо перерегистрировать устав. А на перерегистрацию устав должна подавать еще «старая» религиозная община, которую с подачи Минкульта по всей Украине заменяют общиной территориальной. То есть жители любого города, деревни, села, которые в храм ходят всего пару раз в год, могут собраться и потребовать перевода церковной общины в ПЦУ.
Заключительные положения закона требуют, чтобы уставы были приведены в соответствие с этим законом в течении года. Таким образом, власти фактически требуют, чтобы общины перерегистрировали свои уставы, а для этого провели собрания. Которые, как уже сказано выше, можно с успехом заменять собраниями жителей населенных пунктов. Уже на этом этапе общины будут принуждать перейти в ПЦУ.
Ст. 8 п. 3: «Государство признает право религиозной общины на ее подчинение в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этого подчинения путем внесения соответствующих изменений в устав (положение) религиозной организации. Решение об изменении подчинения и внесении соответствующих изменений или дополнений в устав принимаются общим собранием религиозной общины. Такое общее собрание религиозной общины может созываться ее членами».
Закон не определяет, кто и как должен собрать общее собрание общины, сколько членов должны его инициировать. Должен ли настоятель общины принимать в нем участие? Каким образом оно будет созвано: письменным уведомлением, устным объявлением во время богослужения, по телефону, через мессенджеры или соцсети. О методах воздействия на участников общины хорошо известно по декабрьской подготовке к «объединительному Собору», когда епископов и духовенство массово вызывали в СБУ и другие органы власти для «бесед». В отличие от епископата, многие прихожане могут оказаться не такими твердыми в вере, тем более каждому из них есть что терять в мирской жизни
Ст. 8 п. 4: «Решение об изменении подчинения и внесение соответствующих изменений или дополнений в устав принимаются не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, необходимыми для признания полномочным общего собрания религиозной общины в соответствии с ее уставом (положением)».
Ст. 8 п. 5: «Решение об изменении подчинения и внесения соответствующих изменений и дополнений в устав скрепляется подписями членов соответствующей религиозной организации, которые поддержали такое решение».
Открытое поименное голосование позволяет воздействовать на голосующих индивидуально самыми разными способами – от общественного порицания до угроз заведения уголовных дел – чтобы было принято решение о регистрации в «правильной» юрисдикции. И наконец ключевые положения, ставящие общину в полную зависимость от госчиновников:
Ст. 8 п. 6: «Решение об изменении подчиненности и внесении соответствующих изменений или дополнений в устав подлежит регистрации в порядке, установленном статьей 14 этого Закона».
Каждую подпись члена общины под новым текстом устава и протоколом общего собрания требуется заверять нотариально, также всегда существует вероятность отказа в перерегистрации – чиновники могут заявить, что количество или оформление поданных документов не соответствует установленным требованиям. При этом закон не обязывает Департамент по делам религий Минкульта предоставлять письменный перечень претензий к документам на перерегистрацию. Таким образом, община может сколько угодно ходить по кругу, пока в уставе не появится «правильная» юрисдикция.
Ст. 8 п. 7: «Изменение подчиненности религиозной общины не влияет на права собственности и другие имущественные права таких религиозных общин, кроме случая, установленного статьей 18 этого Закона».
Теперь смотрим, какой же случай установлен в ст. 18:
«Запрещается совершать любые действия, следствием которых может стать отчуждение имущества религиозной организации, в частности его продажа, обмен, залог, установление ипотеки, бесплатная передача в собственность и управление другим лицам до завершения процедуры изменения подчиненности в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным объединением до завершения процедуры изменения такой подчиненности путем регистрации новой редакции устава (положения), принятых не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, необходимыми для признания полномочным общего собрания религиозной общины в соответствии с ее уставом (положением) или органами управления, определенными уставами (положениями) религиозной организации (религиозного управления и центра, монастырей, религиозных братств, миссионерских обществ (миссий), духовных учебных заведений)».
То есть все направлено на то, чтобы действующая православная община, чувствуя, что у нее отберут храм и все, что в нем находится, не смогла забрать из него иконы и утварь, которые члены общины покупали, как правило, на свои деньги и жертвовали в храм. Да и само здание храма нельзя было бы переоформить на верных Церкви людей. Известно, что православные миряне нередко приводили полуразрушенные церкви в порядок своими силами, а после перерегистрации все их труды могут быть присвоены ПЦУ.
Ст. 8 п. 8: «Часть общины, несогласная с решением об изменении подчиненности, имеет право создать новую общину и заключить договор о порядке пользования культовым сооружением и имуществом с их собственником (пользователем)».
Это положение работает в обе стороны. Если, к примеру, две трети членов общины проголосовали за переход в ПЦУ, то оставшиеся верными своей Церкви христиане могут создать новую общину и пользоваться храмом попеременно. Точнее, не «могут», а «имеют право». То есть их право может быть реализовано только в том случае, если другой субъект правоотношений захочет его удовлетворить – однако по факту делать это он вовсе не обязан. Так что все будет зависеть от доброй воли этого собственника (территориальной общины, религиозной общины, государства, частного лица). В условиях, когда государство проводит ярко выраженную политику уничтожения УПЦ, можно предположить, что такие договора заключать будут нечасто и община верных УПЦ рискует оказаться на улице.
С другой стороны, если две трети общины проголосуют за верность Украинской Православной Церкви, всегда может найтись несколько агентов ПЦУ, которые зарегистрируют свою общину и потребуют заключить договор на пользование храмом и церковным имуществом. Очевидно, это положение закона было специально разработано с целью отнять у Церкви лавры и другие известные монастыри. Если нет возможности полностью перевести их в юрисдикцию ПЦУ, можно создать соответствующую параллельную общину и заключить договор о поочередном пользовании имуществом. В этом случае нет сомнения, что государство как собственник лавр и крупных монастырей такие договоры с общинами ПЦУ заключит с радостью. После чего в монастырях воцарится полнейший хаос.
И если поочередное богослужение в храмах еще можно как-то себе представить, то как быть с корпусами Духовной академии и семинарии, спальными, административными корпусами? И вообще сам факт поочередного пользования храмом вызывает много вопросов канонического характера—для православных людей очевидно, что после «проповедей» пьяного Порошенко или бесноватых раскольников храм нужно заново освящать.
Никто и не скрывает, что новый закон вместе с принятым ранее законом №5309 о переименовании УПЦ (кстати, также грубо попирающим гарантированную конституцией независимость Церкви от украинского государства) фактически объявляет войну канонической Церкви, ее клиру и мирянам, и призван реквизировать церковное имущество. Теперь на первый план выходят украинские чиновники, а ход их мыслей при нынешней майданно-русофобской власти вполне известен. Совсем скоро сотрудники Минкульта начнут кропотливую работу по перерегистрации уставов и загону православных в ПЦУ.
Так что для православных Украины безо всяких метафор наступает время исповедничества и консолидации. Человеческую душу, в отличие от храма, невозможно захватить без согласия самого человека.
РИА Катюша
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Учредитель ООО Реалист Главный редактор Цыганов А.Б.
адрес электронной почты редакции; katyusha.info@mail.ru