Формат «C5+1»: площадка для диалога или навязывание интересов Вашингтона?

Формат «C5+1»: площадка для диалога или навязывание интересов Вашингтона?
Формат «C5+1»: площадка для диалога или навязывание интересов Вашингтона?

Очередная встреча министров иностранных дел США и пяти государств Центральной Азии в формате «C5+1» состоялась 30 июня в режиме онлайн. В ней участвовали госсекретарь США Майк Помпео и главы МИД: Казахстана – Мухтар Тлеуберди, Таджикистана – Сироджидин Мухриддин, Киргизстана – Чингиз Айдарбеков, Узбекистана – Абдулазиз Камилов и Туркменистана – Рашид Мередов.

Пандемия – не повод забывать про Афганистан

Как сообщают официальные власти стран-участниц объединения, дипломаты обсудили широкий круг вопросов. Говорили о борьбе против COVID–19, последствиях пандемии для сфер здравоохранения и экономики, экономической стабильности, расширении регионального сотрудничества и региональной безопасности. Одной из основных тем обсуждения на встрече было урегулирование ситуации в Афганистане и разработка совместных механизмов по расширению сотрудничества в различных отраслях.

Каждый из участников виртуального диалога акцентировал внимание на особо значимых для своей республики моментах. Так, министр иностранных дел Казахстана М. Тлеуберди подчеркнул важность продолжения работы в рамках диалога «С5+1» по привлечению американских инвестиций и технологий в Центральную Азию и использованию для этого площадки Международного финансового центра «Астана».

По его мнению, «С5+1» является эффективной площадкой для наращивания экономического взаимодействия между Центральной Азией и США.

Глава МИД Узбекистана А. Камилов заявил, что участникам необходимо сфокусироваться на развитии цифровой экономики, консолидации национальных транспортных стратегий, стимулировании инноваций в сельском хозяйстве, а также наращивании энергетического потенциала стран ЦА. Особый акцент он сделал на улучшении социально-экономический ситуации в экологически неблагоприятных зонах Центральной Азии. В частности, он предложил совместно превратить регион Приаралья в зону инноваций и технологий.

Киргизский министр Ч. Айдарбеков выступил с предложением усилить сотрудничество в торгово-экономической сфере как между странами Центральной Азии, так и с США. Также он напомнил о гидроэнергетическом и транзитном потенциале республики. «Важно расширять международные автомобильные и железные дороги, логистические центры и транспортные терминалы, а также модернизировать инфраструктуру для бесперебойного международного транзита», – добавил Ч. Айдарбеков.

Глава МИД Таджикистана С. Мухриддин подчеркнул, что на сегодняшний день Центрально-Азиатскому региону необходимо консолидироваться на региональном сотрудничестве и помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Руководитель главного внешнеполитического ведомства Туркменистана Р. Мередов особо остановился на позиции официального Ашхабада по афганской проблематике. Он отметил, что «туркменская сторона поддерживает сотрудничество в многосторонних форматах, нацеленных на укрепление политической и социально-экономической жизни в Афганистане исключительно мирным путем и готова задействовать свой политико-дипломатический потенциал в решении этого вопроса».

Госсекретарь США Помпео высоко оценил онлайн-встречу с коллегами из Центрально-Азиатского региона и написал в своем аккаунте в «Твиттере», что США будут и впредь поддерживать независимость, суверенитет и территориальную целостность государств Центральной Азии.

Формат «C5+1»: площадка для диалога или навязывание интересов Вашингтона?Последняя по счету очная встреча в формате «С5+1» состоялась 3 февраля 2020 г. в Ташкенте

К чему стремится Белый дом?

Сам формат переговоров появился еще при президенте США Бараке Обаме. Первая встреча состоялась 1 ноября 2015 года в Самарканде во время турне тогдашнего госсекретаря США Джона Керри по странам ЦА. Тогда Керри встретился с министрами иностранных дел всех пяти центральноазиатских республик. Формат «C5+1» был призван компенсировать уменьшение американской роли в регионе, произошедшее в связи с укреплением позиций России и Китая.

Согласно информационному бюллетеню Госдепартамента США, стороны договорились тогда о следующих проектах: борьба с терроризмом, повышение конкурентоспособности регионального бизнеса, развитие транспортного коридора, «зеленой» энергетики и поддержка национального планирования в области адаптации к изменению климата.

Подобные встречи «C5+1» происходят регулярно. Но особый интерес вызвала встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и заместителя госсекретаря США Дэвида Хэйла в указанном формате в Нур-Султане в 2019 году. Этот интерес СМИ был вызван тем, что встреча прошла за закрытыми дверями и о ее содержании до сих пор известно немного. Тогда многие аналитики предположили, что американцы приехали с предложением поддержать переговорный процесс с талибами и последующей интеграции их в легальную политическую систему Афганистана. Видимо, не вышло. Иначе, как говорят эксперты, об успехе сделки тут же стало бы широко известно. Остальные встречи центральноазиатской пятерки с представителями Вашингтона проходили согласно заявленной программе.

Российская сторона придерживается мнения, что формат «С5+1» нацелен на то, чтобы ослабить отношения стран ЦА с Российской Федерацией. Об этом заявлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров еще в январе 2018 года.

«Вашингтон может злоупотребить партнерством в формате «C5+1», в который входят США, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Мы не имеем ничего против того, чтобы наши центральноазиатские соседи имели максимально широкий спектр внешних партнеров. В Москве озабочены желанием США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии», – сказал он на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии за 2017 год.

С. Лавров напомнил, что суть данного проекта заключалась в том, чтобы развернуть все проекты с участием стран Центральной Азии на юг без участия Москвы. «Большой евразийский проект России нацелен на объединение всего континента Евразии, который позволит постепенно вовлечь все страны во взаимовыгодное партнерство. В нашем подходе, который мы называем Большим евразийским проектом, как раз и заключена обратная идеология, связанная с открытостью и постепенным продвижением процессов интеграции, которые в итоге позволят объединить весь Евразийский континент и сделают его открытым для подключения других партнеров», – отметил глава российского МИД.

В феврале этого года Госдепартамент США представил новую стратегию по Центральной Азии до 2025 года. В документе сказано, что за последние годы в регионе, благодаря новым лидерам, были созданы новые возможности для проведения реформ, усиления внутрирегионального сотрудничества и более активного вовлечения в эти процессы Соединенных Штатов. Стратегия включает в себя основные принципы политики США в регионе: поддержка и укрепление суверенитета и независимости стран Центральной Азии как в отдельности, так и региона в целом; уменьшение террористических угроз в ЦА; расширение и оказание поддержки для стабильности в Афганистане; поощрение взаимодействия между Центральной Азией и Афганистаном; содействие реформам в сфере верховенства права и соблюдения прав человека; содействие инвестициям США в ЦА. 

В документе также отмечается, что тесное сотрудничество со всеми пятью странами региона будет содействовать продвижению ценностей США и обеспечит противовес влиянию соседей по региону. 

Эксперты, в т. ч. «Ритма Евразии», отмечают, что за «высоким порывами» американских партнеров кроется желание сместить на второй план своих главных геополитических соперников США – Россию и Китай. Кроме того, американцы очень заинтересованы вернуть себе влияние на Ближнем Востоке. В этом случае страны Центральной Азии были бы для них неплохим военным плацдармом.

__________________________

Фото: www.aa.com.tr/ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *