Пограничье – одна земля, одна кровь

Пограничье – одна земля, одна кровь

Какие бы катаклизмы (природные, политические, экономические, экологические) ни происходили в обществе и географическом пространстве, не существует силы, которая остановила бы течение жизни, а вместе с ней – общение человека с человеком. Не удастся никакой власти поставить часовых к каждому дому, к каждому человеку, живущему на своей земле, чтобы исключить встречи с родными, близкими, друзьями. На земле, ставшей разменной монетой в большой геополитической игре. На земле, где находятся глубочайшие вековые корни русских, украинцев и белорусов, греков и армян, живших ранее и живущих сегодня, смешавшихся по крови и сроднившихся.

Таких сёл, деревень и «сиамских» городков, где одна часть улицы относится к украинской стороне, а вторая – к российской, на границе двух государств много. За почти тридцать лет существования России и Украины в статусе отдельных государств никто не удосужился подсчитать точное количество таких населённых пунктов, лесов и полей. Количественная составляющая разделённого единства остаётся неизвестной.

Уникальностью российско-украинской границы является её многовековая история совместного использования в качестве проживания разных народов и народностей, в основной массе русских и украинцев.

И значение этой границы в жизни людей нельзя понять без анализа её роли в общественном сознании, самоидентификации человека с территориями разного ранга (страна, регион, конкретная местность).

Неожиданно возникшее вследствие распада СССР приграничье между Россией и Украиной необходимо рассматривать с разных точек зрения, пространственных уровней, внешних и внутренних факторов. К внешним факторам влияния относятся социально-экономические и политические условия, а также административные и правовые ограничения. К внутренним можно отнести пространственные предпочтения, «ментальную карту», существующую в сознании человека, систему ценностей, характеризующую как каждую личность, так и социальные группы в целом. Важнейшее место здесь принадлежит этнической и политической идентичности.

Не будем забывать и о том, что и природные процессы не знают границ. Речные бассейны, ареалы обитания животных, птиц и рыб, памятники природы, леса, парковые зоны и другие природные области оказались разделёнными границей. В то же время единые в природном отношении ареалы составляют пути распространения загрязнителей воздушной и водной природных сред. Осознание остроты региональных и глобальных экологических проблем – сильный стимул международного, в том числе приграничного, сотрудничества. Например, проблема грозящей экологической катастрофы реки Северский Донец, когда понесут неизмеримые потери, в том числе человеческие жизни, обе страны, требует особого внимания.

Но, пожалуй, самым сложным и болезненным вопросом административного разрыва кромки границы между Россией и Украиной стал разрыв ментальных связей. Если мы очень коротко пробежимся по исторической памяти этих земель, то увидим полное отсутствие прочно и точно установленных границ между административными территориями. Одни и те же населённые пункты были подчинены в разное время разным административным областям, поскольку наличие одного государства (СССР) давало такие возможности. При этом считалось, что права проживающих граждан никак не ущемляются, ведь единый Советский Союз является одной родиной. Примеров приводить можно великое множество. Каждый населенный пункт в приграничной зоне – это своя и отдельная история.

Рассмотрим всего лишь один пример: пгт. Троицкое, Троицкий район, северо-запад Луганской области, сегодня принадлежит Украине. Еще до 1926 года это была Троицкая волость Валуйского уезда Воронежской губернии царской России, которая вошла в состав Купянского округа. Был образован Троицкий район, в состав которого вошло более 55 сел и поселков. А сегодня Купянский район и сам город Купянск находятся в Харьковской области, Валуйский район находится в Белгородской области, а к Воронежской губернии сегодня не относится ни один из указанных выше населенных пунктов и административных образований. Белгородская область в современных административных границах существует с 1954 года. Как видим, при одних административных границах жители указанных населенных пунктов являлись гражданами РСФСР (а ранее – царской России), а при других – гражданами Украинской ССР. При этом, живя в одном общем доме под названием СССР, местные жители, естественно мигрируя по кромке административной границы, строили единые для общего использования больницы и школы, имели единые кладбища. Смешанность брачных союзов между жителями разных сёл и деревень была и остаётся делом обыденным. Совместные в использовании хозяйственные и производственные объекты до последнего смутного времени имели место на разломе земли, называемой границей. Вот какая часть таких объектов относится к украинской стороне, а какая к российской – стоит разобраться.

Российско-украинские отношения были сложными и нестабильными с первых дней после распада Советского Союза. С одной стороны, украинцы, как и белорусы – близкородственный русским народ, в течение многих веков живший в одном с ним государстве и на одной земле. Их объединяют общая коллективная память, менталитет и традиции, тесно сросшиеся национальные культуры, унаследованные от недавнего прошлого экономические связи и наконец на индивидуальном уровне – семейные узы, существующие между миллионами людей и ставшие одной кровью. С другой стороны, разрыв между Украиной и Россией, как часто бывает между близкими родственниками, оказался очень болезненным. В настоящее время эта боль усилилась, поскольку теперь на украинско-российской границе, разделяющей поля и посёлки, с украинской стороны установлены заборы, опутанные колючей проволокой… Как, например, в Меловом-Чертково на улице Дружбы народов.

Естественным следствием установления государственной границы между бывшими советскими республиками стала асинхронность общественных процессов на единой в прошлом территории, проявляющаяся и на межгосударственном, и на региональном уровнях. Поэтому различия, существовавшие между соседними территориями в советский период, подверглись значительной трансформации и углубились.

Характер приграничного сотрудничества во многом определяется разрывом в структуре экономики, занятости, уровне доходов, образе жизни и культуре населения по обе стороны границы. Чем ближе уровень экономического развития соседних регионов, тем больше предпосылок для успешного приграничного сотрудничества. Разумеется, мы исходим из того, что сегодняшняя политическая ситуация на Украине является временной, о её неустойчивости свидетельствуют и результаты президентских выборов. Большая часть населения Украины тяготеет к мирной жизни и восстановлению связей с Россией, а для жителей приграничья это жизненно важно.

Территория приграничных регионов России существенно больше, чем прилегающих украинских, но по численности населения они сопоставимы: с украинской стороны в приграничных областях в последнее время проживало примерно 16 млн человек, а с российской – более 18 млн человек. При этом украинские приграничные области – более урбанизированные: только городов в них насчитывается 174 (в российских – 115). Поэтому и плотность населения в большинстве украинских областей выше, чем в российских. В приграничье находится несколько городов, численность которых превышает более миллиона человек – это Харьков и Ростов (ранее сюда же можно было отнести и Донецк).

Российско-украинская граница обрела статус межгосударственной в 1991 году. Обустройство границы и введение пограничного режима потребовало немало времени и ресурсов. Но спустя десятилетия, учитывая многовековую ментальность и сложившиеся семейные и экономические связи, граждане обоих государств далеко не все и не до конца осознавали новые реалии и приспособились к ним, воспринимая границу как ненужный барьер, препятствующий нормальному течению жизни. Особенно если одна часть предприятия находится на украинской стороне, а вторая его часть на российской. Или если родители и дети живут в одном населенном пункте, разделенном границей прямо по их улице.

Только в начале 2000-х годов наметилось понимание, что близость государственной границы не только несет в себе материальные и моральные издержки, но и дает определенные выгоды, связанные, прежде всего, с выполнением разного рода посреднических функций. Более того, необходимость компенсировать слабеющие контакты двух сторон стала осознаваться как насущная потребность, поскольку тенденции, определяющие постсоветсткое развитие территорий, веками составлявших единое целое, обрели разнонаправленный характер. Это особенно отчётливо проявилось на харьковско-белгородском участке российско-украинской границы.

Незначительное расстояние между двумя областными центрами всегда создавало благоприятные условия для развития тесных связей, которые никогда не ослаблялись даже в периоды наиболее сложных отношений между Москвой и Киевом. Не ослабевают они и сейчас, несмотря ни на что. С большими трудностями административного и политического давления местные жители продолжают поддерживать «огонь в очаге» и не терять деловых и ментальных связей. Остаются живыми традиции добрососедства и взаимопонимания, основанные на родственных и семейных связях. До наступления смутных украинских лет именно Харьковская и Белгородская области неизменно выступали инициаторами новых форм приграничного сотрудничества, проведения регулярных встреч между губернаторами приграничных областей России и Украины. Этот участок российско-украинской границы, несмотря ни на какие политические катаклизмы, может рассматриваться в перспективе в качестве модельного, позволяющего увидеть сдвиги в развитии приграничных отношений.

Жизнь земную остановить невозможно, как повернуть течение рек вспять, заканчиваются геополитические игры, останавливаются войны, а человек с человеком, русский и украинец, останутся жить бок о бок ещё на века. Как жили до этого наши деды и прадеды. Ходили в одну православную церковь, находили покой на одном кладбище, справляли веселые свадьбы в одном клубе и рожали детей в одном роддоме, работали и развивали свои территории, живя в едином культурном коде и имея одну ментальность. Так было, так есть и так будет. Одна земля, одна кровь…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *