«Мы – Русский Донбасс!» Шахтерский край надеется, что Москва это услышала

«Мы – Русский Донбасс!» Шахтерский край надеется, что Москва это услышала
«Мы – Русский Донбасс!» Шахтерский край надеется, что Москва это услышала

В ходе состоявшейся 17 декабря большой пресс-конференции Владимир Путин в числе других осветил тему Донбасса и отношений с Украиной на фоне неисполнения последней Минских соглашений. По его словам, ситуация в регионе сложная, а перспективы развития отношений между РФ и Украиной полностью зависят от украинских властей.

Президент России отметил, что при ныне избранных лидерами Украины подходах прекратить конфликт в Донбассе у них получается, так как они сначала опираются на большинство, идя на выборы под лозунгом «прекращения конфликта в Донбассе, объединения страны и в конечном итоге выстраивания отношений с Россией». А после прихода к власти «оглядываются на крайние националистические силы», и «процесс замирает».

Президент РФ также подчеркнул, что Украина не сможет отказаться от соблюдения Минских соглашений в одностороннем порядке, так как документ подписан под эгидой ООН.

А вот что сказал глава государства по поводу непосредственно Донбасса: «Мы, Россия, как поддерживала Донбасс, так и будем поддерживать. Мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса. Это касается и поддержки производства, и решения социальных вопросов, и инфраструктурного характера вопросов, и так далее. Так что будем двигаться по этому направлению.

Мы понимаем сложность ситуации, которая в Донбассе сложилась, и не только по гуманитарной линии, но и по линии прямого сотрудничества будем это делать дальше».

Россияне привыкли к тому, что во время пресс-конференций или посланий депутатам президент озвучивает некие «прорывные» инициативы, которые должны внести значительные изменения в нашу жизнь. Так, в прошлом году В. Путин выступил с инициативой внесения поправок в Конституцию, а в 2018-м обратился к Западу с требованием «услышать Россию», рассказав о новейших разработках в области вооружений, которые до сих пор не дают покоя нашим партнерам.

То, что прозвучало в ходе нынешней пресс-конференции, тоже стало чем-то неожиданным. Тема Донбасса, надо признать, давно ушла из российской информационной повестки, президента о нем периодически спрашивают, но до этого он ограничивался замечаниями о приверженности «Минску» и невыполнении его требований Украиной.

В этот раз прозвучало очень ответственное заявление, ведь слова о том, что Россия будет налаживать прямые экономические связи с Донбассом (а именно об этом идет речь), прозвучали из столь высоких уст впервые. Даже если все сказанное не получит какой-то конкретики, это то, что жители Донбасса ждали от России много лет. Для людей, седьмой год живущих в состоянии войны и разрухи, а главное, полной неопределенности, утраты веры в будущее и постепенного разочарования Россией, это важно. Полтора года назад Москва решилась на долгожданный шаг – начала выдавать паспорта граждан России. Тенденцию нужно было продолжить, нужен был второй шаг. Нужно было в первую очередь дать людям, живущим там, сигнал, что их не бросили.

И вот такой сигнал прозвучал. В республиках его услышали.

О том, что прямое сотрудничество России с самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республиками помогло бы их экономике и улучшило бы настроение людей в Донбассе, заявил советник главы ЛНР, представитель Луганска на переговорах Трехсторонней контактной группы Родион Мирошник. Это позволило бы экономике ЛНР «получить доступ к рынкам, восстановить рабочие места, построить прозрачную кооперацию с российскими субъектами экономики». «Это бы существенно улучшило и настроение людей в Донбассе, и усилило бы позиции в переговорах с украинской стороной», – убежден Р. Мирошник.

Ситуация с экономикой в республиках крайне непростая. До сих пор не восстановлена значительная часть производства, в республиках страшная безработица, при этом цены на все, включая социально значимые товары, постоянно растут. И все это на фоне фактически не прекращающихся боевых действий: обстрелы затухают лишь на время, когда Киеву нужно очередное показушное перемирие.

Конечно, это не тот ужас, который был в 2104-2015 годах, когда Донбасс был фактически на осадном положении. Не было самых необходимых продуктов в магазинах, не было топлива, ощущались серьезные перебои с электричеством и водоснабжением, многим людям, потерявшим дома и имущество в результате обстрелов, просто негде было укрыться.

Ситуацию удалось переломить благодаря России, как в военном плане, так и в социально-экономическом: был введен в обращение российский рубль, на полки начали поступать товары не только российского, но и белорусского производства, постепенно государство начало восстанавливаться, создавать рабочие места. Но этого было крайне мало даже для восстановления того уровня жизни, что был до войны. Бесконечно мало.

А тут еще пандемия, убивающая только начавший воскресать малый и средний бизнес, закрытые границы…

На днях свою прямую линию с жителями страны провел глава ДНР Денис Пушилин. Уже третий раз за год. Сеанс общения с гражданами был посвящен итогам этого тяжелейшего уходящего года, в первую очередь итогам борьбы с коронавирусом. Д. Пушилин отметил, что республика, несмотря ни на что, смогла завершить год с достижениями и ростом экономических показателей.

Глава республики ответил на вопросы по поводу роста цен – да, действительно, поднялась цена на 15 наименований товаров из 65, составляющих продовольственную корзину, которые завозятся извне. Очевидно, что это не вина местных властей, а последствия коронакризиса за пределами республики. Тем не менее власти готовы бороться с этой проблемой с помощью импортозамещения.

Д. Пушилин также ответил на вопросы о реализации Программы восстановления и развития республики, на которую было выделено 6 млрд рублей. Он рассказал о планах «увеличить рост объемов производства не менее чем на 5 млрд рублей, создать тысячи новых рабочих мест, увеличить заработные платы и количество налоговых отчислений в бюджет на 400-500 млн рублей в год», а также повысить зарплаты и пенсии, увеличить социальную поддержку военнослужащих и родственников погибших, поддержать малый и средний бизнес.

А в завершение прямой линии Д. Пушилин упомянул о старте разработки доктрины идеологического устройства республики. «Мы завоевали право говорить на родном языке, воспитывать детей на своей истории, быть свободными на своей земле. Мы – Русский Донбасс и остаемся верны выбранному пути. Донбасс живет! Донбасс возрождается! Работаем!» – заявил глава ДНР.

В этих условиях помощь России необходима, как никогда. И очевидное понимание Москвой бессмысленности ожидания от Киева выполнения Минских соглашений диктует необходимость новых подходов. Пора ответить на вопрос миллионов людей: что же дальше? Вечно так будем? Приходит очевидное понимание того, что нельзя держать людей шахтерского края в подвешенном состоянии.

Конечно, можно просто продолжать помогать деньгами и товарами, но в этом случае Донбасс для России может превратиться в некий аналог Нагорного Карабаха для Армении – в придаток, который нужно содержать, не совсем понятно, ради чего. Конечно, Россия богаче Армении и может позволить себе гораздо большие траты, но на фоне пандемии и кризиса это неизбежно будет вызывать вопросы у граждан внутри России. Тем более что в Донбассе – тоже граждане России, и их число растет. И главный вопрос заключается в том, какой смысл вкладывать деньги в то, что может десятилетиями находиться в подвешенном состоянии, и не пора ли это состояние изменить кардинально.

Вопрос помощи Донбассу сегодня заключается в том, чтобы перестать давать бесплатную рыбу, а дать наконец удочку. Тем более что все для «удачной рыбалки» у региона, который и в Российской империи, и в СССР считался «промышленным сердцем» страны, и даже в стагнирующей Украине давал четверть валютной выручки, – есть.

Не будем забывать о том, что Донбасс – это огромный производственный комплекс, включающий в себя предприятия машиностроения, металлургической, химической, угольной, пищевой и легкой промышленности. И все это может работать в полную силу, обеспечивая не только сам регион, но и другие страны. При условии, что будут определены или статус этих предприятий, или условия реализации товаров даже в ситуации непризнания государства.

Работает же последнее в той же Приднестровской Молдавской республике – там все официально, хотя схема и подразумевает двойное налогообложение: в Тирасполе и Кишиневе, что, безусловно, не на пользу бизнесу.

Украинские пропагандисты любят рассказывать сказки о том, что Донбасс был дотационным регионом и что без дотаций он просто не проживет. Однако это очень далеко от истины, тем более что любой регион, являющийся частью некогда единого производственного комплекса и оторванный от него, неизбежно будет дотационным до тех пор, пока не восстановить оборванные связи, не вернуть это выпавшее звено в единую и целостную производственную цепочку. Ну или вставить в другую цепочку. А ведь чтобы Россия включила Донбасс в свою, для этого даже не требуется официальное признание независимости республик.

Регион экономически уже частично интегрирован в Россию – там российские деньги, российские товары и т. д. Но это, по сути, «рыба». А нужна «удочка».

Нужно включить регион в российскую финансовую систему – через российские банки (как – это отдельный вопрос), включить в российскую систему социального обеспечения, почту, нотариат и т. д. Но главное, загрузить предприятия заказами, подключить донбасскую промышленность к экономическим процессам на пространстве ЕАЭС (тут потребуется согласие наших партнеров по Евразийскому союзу, но мы обязаны его получить, если и впрямь претендуем на роль лидеров этого объединения).

Когда мне говорят, что донбасские товары нельзя будет продать, мне смешно. Украина же продолжает покупать там уголь, хоть и через обходные схемы. Был бы спрос, как говорится, а политические вопросы решаемы, ибо вторичны по отношению к экономике. В конце концов, много чего можно реализовывать в России, отправляя свою аналогичную продукцию за рубеж. Нужна только политическая воля, чтобы запустить механизм.

В Донбассе можно было бы дать новый импульс проекту «Русский мир», сделав его витриной для Украины. Все, например, знают о том, что в республиках были заморожены коммунальные тарифы на домайданном уровне, и лишь недавно их начали повышать на фоне роста зарплат. В любом случае не так как на Украине, где их повышают несколько раз в год, причем сразу в разы – меняющаяся сетка тарифов чем-то напоминает галопирующие ценники в начале 1992 года, когда едва ли не каждый месяц на них появлялись новые «нули». Про то, что транспорт в ДНР и ЛНР в разы дешевле – тоже общеизвестно.

Да, средние зарплаты на Украине пока больше. Ключевое слово «пока», ибо экономисты бьют тревогу – на фоне кризиса и отказа МВФ скоро будет нечем платить зарплаты и пенсии. А вот о том, что пенсии в ДНР больше, вы знали? Еще в начале года украинская пресса била тревогу: пенсии у «сепаратистов» незначительно, но выше.

На Украине, кстати, уже всерьез говорят о необходимости вообще отменить пенсии. Спасительный кредит МВФ, если он вообще будет в ближайшее время, лишь продлит агонию украинской экономики, но никак не поспособствует началу ее выздоровления. При этом Запад уже добился разрешения на продажу земли, а на днях потребовал разрешить забирать необработанную древесину. Возможности Украины хоть как-то и что-то зарабатывать самостоятельно скоро будут окончательно помножены на ноль. Там полным ходом продолжается стремительная деиндустриализация и депопуляция.

В Донбасс же вовсю начали возвращаться беженцы. Как заявил директор Института «Высшая школа государственного управления» НАГУ при президенте Украины Сергей Романюк, бежавшие в 2014 году от войны на Украину жители Донбасса массово возвращаются на родину. По его словам, переселенцы покидают «неньку», не выдержав условий проживания и безразличного, а часто и негативного к себе отношения со стороны местных и центральных властей.

В республиках живут, может, чуть беднее, не лучше с работой, зато там никто не запрещает разговаривать по-русски и не заставляет любить Бандеру. И на улице на произвол судьбы тоже не бросят.

Давно известно, что жители подконтрольной Украине части Донбасса ездят в ДНР и ЛНР за покупками (на некоторые товары ценники в республиках реально дешевле), за социальными пособиями и за медпомощью. Последствия реформы министра здравоохранения Супрун во время пандемии окончательно убили веру украинцев в отечественную медицину. Поведение киевских властей в эпидемию выглядит просто людоедством, особенно, когда те демонстративно отказываются от спасительной российской вакцины. Возможность привиться ею тоже может стать стимулом миграции людей с Украины.

По мере дальнейшей деградации Украины эти тенденции будут неизбежно усиливаться, и Донбасс мог бы стать «альтернативной Украиной» для многих. Ему просто нужно дать импульс для этого.

И все же главным сегодня кажется даже не это. После слов В. Путина у жителей региона появилось какое-то очертание будущего. Впервые за шесть лет. Ведь выдачу российских паспортов они воспринимают не только как попытку защитить их от правового беспредела со стороны Украины. Но и как стремление Москвы сделать их полноценным гражданами России, каковыми они сами захотели стать 11 мая 2014 г. Но для этого паспортов мало, нужна реальная интеграция в экономику и социальную сферу России. А следом придет и политическая интеграция с оформлением статуса.

Главное, чтобы за заявлениями президента последовали дела со стороны российской власти, чтобы благие начинания не потонули в рутине традиционной русской бюрократии. Вызов истории в отношении Донбасса серьезен, как никогда, и требует быстрых и решительных шагов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *