Враг мой, друг мой — на смерть профессора Стивена Коэна

Враг мой, друг мой — на смерть профессора Стивена Коэна

18 сентября в Нью-Йорке скончался один из наиболее интересных и, в хорошем смысле, независимых американских учёных, советолог и друг нашей страны — Стивен Коэн.

Враг мой, друг мой — на смерть профессора Стивена Коэна

Вся научная и общественная деятельность Коэна была ярким подтверждением вечного парадокса: честным человеком быть интересно, но трудно. Впрочем, верно и обратное — трудно, но интересно. Коэн в полной мере смог пережить и первое, и второе.

Слово «советолог» уже достаточно давно вызывает скептическую улыбку — и не без оснований: эта полу-мошенническая каста «специалистов по СССР» в американской гуманитарной элите не особенно обогатила настоящую науку своими спекулятивными утверждениями «как там у русских всё на самом деле», а главным фиаско, разумеется, стала их полная неспособность осмыслить события последних лет существования СССР и предвидеть его распад. Но из всякого правила есть исключения, и главное условие такого рода исключений — персональная заинтересованность в предмете.

Впервые Советский Союз молодой Стивен посетил в свои 19 лет по приглашению друга из Англии — шла оттепель и как раз можно было вот так, относительно просто, приехать в страну за приоткрывшимся «железными занавесом» и проехаться по ней.

После этой поездки Коэн живо заинтересовался русской историей — тем более, что отчасти к этому предрасполагали предки: его дед был евреем из Литвы. Основной темой постепенно стал Бухарин, в личности и взглядах которого Коэн видел альтернативу сталинскому пути развития СССР, более демократичную и с меньшими жертвами.

Собственно, пока всё не особенно интересно: ну, советолог, ну, изучал по своей корпоративной моде кого-то из советских вождей-неудачников, ну, приехал во время перестройки в СССР и наладил хорошие отношения с Горбачёвым. Всё это, в общем, мало любопытно.

А самое интересное начинается после 1991 года. Вот тут Коэн и начинает демонстрировать собственную интеллектуальную независимость и смелость. На фоне общего американского консенсуса по одобрению всех действий Ельцина — он критикует шоковые экономические реформы и возникновение класса сверх-богатых. Более того, он не боялся критиковать собственную страну и её роль в российских бедах: «В своей книге «Неудавшийся крестовый поход: Америка и трагедия посткоммунистической России» (2000-й год) профессор Коэн возложил вину за социально-экономический провал постсоветской России на США. Он обвинял свою собственную страну в том, что ее эксперты дали России плохие советы. Виноватыми у него оказались и «продолжавшаяся все 1990-е годы дурная практика американского влияния», и западные журналисты, и мистер Ельцин, совершивший множество грехов. Главные среди них: доведение СССР до развала, создание вакуума управления на месте старых структур и «шоковая терапия» в экономике». 

Нетипичное поведение для заслуженного учёного, который мог бы просто пожинать лавры от своих международных связей и научных трудов, верно? Но Коэн не остановился на этом, а продолжал губить собственную репутацию, которая становилась всё более и более двусмысленной после того, как бывший советолог стал открыто поддерживать отдельные аспекты политики Владимира Путина, а самое главное — постоянно одергивать самих американцев при попытках демонизации российского лидера.

Достаточно посмотреть на заголовки материалов, в которых фигурирует имя Коэна, на Russia Today, чтобы оценить круг волновавших его тем.

«За помощь от России США всегда платили предательством» — «Владимир Путин неоднократно выручал США и всегда сдерживал свои обещания, считает американский профессор Стивен Коэн. В ответ, по его словам, Вашингтон всякий раз предавал Россию и подрывал ее безопасность». Что ж, нашёлся ЕДИНСТВЕННЫЙ человек, который озвучил этот очевидный факт! Уже можно давать премию за объективность!

«Войну на Украине нельзя остановить словом Путина» — о том, что корни гражданского конфликта на Украине лежат в плоскости глубокого разлома между двумя частями украинского общества, а не в действиях восточного соседа.

И, наконец, хронологически последний его текст — «В США действует «цензура в советском стиле». Вот и пригодился опыт советолога, чтобы узнать негативные черты советской действительности в нынешней американской действительности! Кому, как не историку советского прошлого, увидеть такие параллели? Вот только советологов в США остаётся предостаточно, а параллели видел и не стеснялся о них говорить, именно покойный Стивен Коэн.

Хотя уход из жизни в возрасте 81 года не назовёшь преждевременным, всё же очень жаль, что в Америке стало на одного адекватного человека меньше. Ещё одно честное зеркало пропало из королевства кривых зеркал.

Григорий Игнатов

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *